Взрослые, воспитывая детей, стараются объяснить ум устройство этого мира как можно проще. Например, что чужое трогать без спросу нельзя, даже если хочется просто поиграть игрушкой соседа или посмотреть на телефон подруги. Обязательно нужно спросить. А уж взять и забрать себе чужое — ах, как гадко!
Но ребенок растет, и приходит этап проверки очерченных родителями границ. Нельзя? Гадко? А что будет, если попробовать? И так любой человек хоть раз в жизни, но что-то ворует у другого человека. Яблоки из сада у соседки. Конфету у брата или сестры. Ручку у одноклассника, одолжив и «забыв» вернуть.
Иногда проверка границ дозволенного заходит слишком далеко. Как реагировать на ребенка, который ворует?
Содержание:
Почему ребенок ворует
Помимо проверки рамок, установленных взрослыми, причин для детского воровства может быть несколько. Важно помнить, что на них влияют не только внутренние переживания ребенка, но и внешние причины — финансовая ситуация, микроклимат в семье, взаимоотношения с друзьями и сверстниками.
Часто воровство становится следствием невнимательности родителей к ребенку. Пуская его жизнь на самотек, всегда надо помнить о том, что он может попасть в неблагополучную компанию, которая негативно повлияет на него. Или если мама и папа не сочли необходимым пояснить чаду важность соблюдения границ личной собственности, неудивительно, если он начнет красть.
Можно обобщить причины детского воровства до трех пунктов:
- Желание обладать определенным предметом. Если финансовые трудности не позволяют купить ребенку смартфон высокого качества, а он уже есть у всех его сверстников, скорее всего, чадо попытается раздобыть себе такой же путем воровства.
- Психологическая неудовлетворенность. Возможно, он желает выделиться, обратить на себя внимание. Возможно, добивается признания от сверстников из плохой компании. Но суть причины — внутри самого ребенка.
- Педагогический пробел. Если чадо не знает, что воровать — плохо, то с чего бы ему воздерживаться от этого противоправного действия?
Потерянный человек?
Чаще всего ребенок, своровавший впервые, испытывает чувство вины. Ему стыдно за содеянное, да и родители представляют кражу как нечто из ряда вон выходящее, противное и гадкое. В этом и самому признаться сложно, а тем боле взрослому.
И не зря — признавшись в краже, фактически ребенок подписывает себя на осуждение и брезгливое отношение со стороны родителей. Ведь воровать плохо, низко, аморально! Так заложено в подсознании взрослых, и это же они вкладывают в детей. И в каком-то смысле воровство — верный симптом безнравственности.
Однако не всегда это так. Например, можно ли сказать, что двухлетний ребенок украл у другого игрушку, забрав ее? Нет. А все потому, что до возраста трех лет ребенок не может в полной мере понимать и осознавать, где его вещь, а где чужая. А после трех лет зачастую восприятие «мое-чужое» часто искажается. Так, чадо в пять лет может забрать папину любимую ручку, и обменять ее на машинку у друга, и это не будет считаться воровством в его глазах, так как ребенок автоматически идентифицирует вещи родителей, как свои.
Итак, воровство говорит о безнравственности и аморальности, когда ребенок:
- Понимает, что он ворует.
- Ворует без особой причины, хотя достать желаемое у него есть другие способы.
- Не испытывает стыда и не считает кражу чем-то из ряда вон выходящим.
- Возможно, вовсе чувствует удовольствие от процесса.
Что делать с ворующими детьми?
Чаще всего ворующие дети стыдятся своего поступка, и понимают, что поступать так нельзя, но соблазн слишком велик, и удержаться от него не выходит. Надо помнить, что признаться в совершенном очень трудно, и не стоит сразу агрессивно винить ребенка в этом. В конце концов, перед мамой стоит не опасный рецидивист, и не клептоман — а всего лишь оступившийся ребенок.
Лучшее, что могут сделать взрослые в таком случае — помочь чаду разделить ответственность за вину. Некоторые родители жестоко бьют своих детей за такую провинность, вспоминают про древний обычай рубить руки за кражу, грозят вызвать милицию. Но так можно не только помочь ребенку преодолеть чувство вины, но и подсадить недоверие к родителям.
Первое, то необходимо предпринять взрослому человеку в беседе с провинившимся ребенком — выяснить причину такого поступка. Суть не в наказании, а в выявлении сокрытых, внутренних побуждений ребенка. Что его беспокоит, что вынуждает поступать таким образом?
Вторым этапом должно быть недовольство и огорчение. То бишь ребенку надо дать понять, что это — причина для родителей быть огорченными, обеспокоенными. Но важно, что сказать об этом стоит максимально мягко. Не крича, не оскорбляя виновника.
Дальше нужно сообща придумать выход из этой непростой ситуации. Вещь нужно вернуть владельцу, не обязательно лично. Подбросить, возместить ущерб. А если ребенок хочет пойти и вернуть самостоятельно, то лучше предложить пойти вдвоем, поддерживая и одобряя такое действие.
Подростки нередко попадают под влияние сверстников из нехорошей компании, и кражи совершают ради авторитета и репутации в ней. Исправить последствия этого воровства куда сложнее, ребенок замыкается в себе, считает родителей жестокими надзирателями, сующими свой нос не в свое дело (да, пубертатный период коварен и такими моментами). Так что лучше стараться его предупредить — знать, с кем общается ребенок, знакомиться с их родителями. Ненавязчиво, но стоит с самого детства формировать круг общения ребенка, отдавая в кружки, клубы, чтобы в его окружении присутствовал примерно одинаковый контингент детей. Так сформируется привычка к здоровому коллективу, и причин утверждать авторитет не будет.
Но и в случае с малышами лучший способ исправить кражу — это заранее ее предотвратить. Для того, чтобы такой способ был возможен, нужно поддерживать доверительно-дружественные отношения с чадом с самого младенчества. Ребенок должен понимать, что родители — не только регулирующая его поведение и наказующая инстанции, но и друг, поддерживающий и понимающий. И принимающий его. Такому родителю не страшно поведать секрет, поделиться проблемой. И тогда мамам и папам ничего не стоит пояснить ребенку, что воровать не стоит. В первую очередь, ради себя самого.