Минуты идут за минутами, дни за днями и все они превращаются в месяцы, а те — в годы. В детстве нам всем казалось, что время течет так медленно, так неспешно… Сейчас от таких ощущений не осталось ни следа. Наоборот, теперь время летит с угрожающей быстротой. И особенно это заметно на наших детях.
Прохожие, родственники говорят, что быстро растут чужие дети. А опытные мамы прибавят, что свои — еще быстрее. И будут правы. Ведь непостижимо — прошло меньше года, а ребенок из ничего не умеющего сверточка стал таким… А вот каким — сейчас и узнаем подробнее.
Содержание:
7 месяцев ребенку: физическое развитие
Первые полгода жизни, которые больше были отведены под адаптацию и приспособление к новым условиям, позади, и к семи месяцам жизни ребенок начинает ускорять освоение новых навыков. Теперь ему легче научиться чему-то новому, чем, допустим, в три месяца, так как энергия организма не расходуется на иные задачи. Трехмесячный малыш умеет:
- Ползать. По-пластунски, подтягивая свое тело с помощью рук, карапуз может подобраться к заинтересовавшей его игрушке, догонять домашнее животное или маму. Легче это делать, конечно, на полу. Однако не стоит паниковать, если малыш не освоил это умение. Некоторые дети пропускают этот этап, и от сидения переходят непосредственно к стоянию и хождению.
- Сидеть. Обычно среднестатистический ребенок садится самостоятельно без опоры в полгода. Но у средней нормы слишком большая погрешность, а потому некоторые дети только начинают садиться в семь месяцев. Освоившие это умение раньше совершенствуют свои навыки. Из-за слабой нервной системы, кстати, это может приводить к нарушениям сна. Ребенок может садиться во сне, и просыпаться, испуганный.
- Стоять на четвереньках. Или хотя бы пытаться это сделать. Особо шустрые могут начать на них ползать, причем нередко начинают делать это задом наперед. И это тоже не патология. Назад ползти легче, так вес тела не переносится тем же образом, что и при ползанье вперед. Ребенку нужно время понять, как же так он двигается, что для этого нужно предпринять. А уж затем он поползет и вперед.
Нередко бывает и так, что еще не умеющий сидеть малыш вдруг из четверенек сразу становится у опоры и пытается ходить. В таком случае родителям не нужно все так же присаживать его (то, что он стоит, не значит, что его мышцы готовы к сидению, ведь нагрузка на тело распределяется по-разному в обоих случаях. А еще нужно быть настороже. Ведь если ребенок не умеет сидеть, единственный для него выход вернуться в исходное положение — упасть. Причем назад, впереди-то опора. В этом возрасте, как ни охота отбежать на минутку, пока малыш резвится на полу, делать так все же не стоит. Если нужно отлучиться, лучше оставить кроху в кроватке (с опущенным на максимум днищем, конечно), если она без снятого бортика (что бывает, когда кроватку придвигают к родительской). Или в манеже.
Тренировать мышцы живота, рук и спины для того, чтобы карапуз уверенно сел, можно следующим образом (кстати, так допустимо делать уже с трех месяцев): лежащему на спине малышу протягивает большие пальцы рук взрослый. После того, как кроха уцепится за них, его чуть-чуть приподнимают в положение, близкое к сидячему. Сажать до конца нельзя! Цель упражнения — помочь крохе подтянуться наверх, как бы качая пресс. А затем малыша возвращают в исходное положение. Такие нехитрые действия не создают значительных нагрузок на спину или внутренние органы, как присаживание, но стимулируют кроху задействовать (и тем самым тренировать) мышцы своего тела.
Кстати, недоношенные детки уже практически ничем не отличаются от сверстников, рожденных в срок. Единственное отличие обычно в это время — это рекомендации педиатров, неврологов и ортопедов большую часть времени уделять развитию мелкой моторики и игре с разнофактурными предметами.
7 месяцев ребенку: игры
Игровая деятельность особенно важна для ребенка. Если для нас, взрослых, это способ расслабится, отдохнуть, то для малыша это способ обучения. А потому неудивительно, что этому процессу уделяется такое внимание со стороны родителей и врачей.
- Теперь малыш не просто захватывает вложенную в руку игрушку. Он может сам взять ее в руку, заметив рядом, переложить из ладошки в ладошку, постучать ею обо что-то еще.
- Кроха может (что обычно и делает, причем с огромным удовольствием) разрушить какой-то предмет. Созидать он научится позже, сейчас же — период разрушения.
- Карапуз учится простой игре в прятки. Он с восторгом найдет скрытую под пеленкой игрушку. Только все же прятать ее пока лучше у него на глазах. У детей до определенного возраста отсутствует образное мышление, а потому малыш не сможет найти предмет, который он до игры не видел. Он просто не поймет, что от него хотят.
- В этом возрасте ребенок учится хлопать. Пока неуклюже, вразнобой, но для не умеющего еще какое-то время назад и этого карапуза такое действие становится достижением.
- Музыкальные игрушки начинают вызывать интерес у ребенка. Правда, пока он не столько нажимает на кнопочки, сколько стучит по ним… Но все познается постепенно. Кстати, хорошо, если в это время в кроватке висит мобиль с функцией бум-бокса. Это когда малыш сам может включать различные мелодии. Такое занятие увлечет его надолго.
- Коммуникационная связь налаживается тоже. Сейчас карапуз может показать (рукой, если не пальцем) предмет, который ему нужен. А еще он вполне способен выполнить простые просьбы взрослого — бросить, дать то, что у него в руках, или взять что-то, предлагаемое другим человеком.
- Вода начинает интересовать ребенка сильнее и сильнее. Раньше он купался, лежа, и далеко не все ему было заметно. Теперь же малыш сидит, и теперь можно переводить его для купаний в специальное сиденье для ванн. Так он дотянется до игрушек, научится переливать воду из одной емкости в другую, ловить ручками мыльную пену и пузыри…
- Кстати, и другие малыши вызывают интерес у ребенка. Особенно равного возраста с ним. Оно и понятно — ведь он привык видеть вокруг себя взрослых. А тут — непонятный маленький человек. Пока кроха не может идентифицировать его, как похожего на себя (так как осознание себя самого еще не пришло). А оттого исследовать сей непонятный феномен интересно вдвойне.
В этом возрасте малыша можно знакомить с простыми игрушками — сортерами. Как понятно из названия, это игрушки, которые требуют сортировки вкладываемых в них предметов. Но не стоит спешить атаковать магазины. Представленные там подобные игрушки чаще всего слишком сложны. А между тем, первый простой сортер можно сделать самостоятельно. Достаточно взять простую обувную коробку и вырезать на ее крышке дыру достаточного размера. Ну а дельше дело за малым — собрать крышечки от пакетиков детского пюре, купить помпоны в магазине все для творчества или сделать самим, найти некрупные игрушки (да все, что пролезет в вырезанную дырку) и предложить чаду класть их в коробку через отверстие в крышке. Важно, чтобы оно было больше мелких элементов игры, а те, в свою очередь, были безопасного мелкого размера.
В семь месяцев малыша продолжают прикармливать «взрослой» пищей в форме пюре. Можно и из этого сделать игру. Дать малышу ложку и сесть кушать рядом с ним. Наверняка малыш начнет повторять за взрослым. И вот тут-то надо маме запастись терпением. Движения ребенка еще резки, и все вокруг наверняка будет в пюре. Однако такой подход очень важен для развития координации и приобретения навыков самостоятельного питания в дальнейшем.
В семь месяцев малыша он наверняка заинтересуется зеркалами. Если раньше то, увидит ли он себя в нем, зависело от мамы и папы, то теперь кроха может добраться до них (если они невысоко расположены) сам. Важно проследить, чтобы у него не было возможности их разбить.
Прогулки теперь приобретают особенный интерес. Конечно, малыш все еще спит на прогулке, но уже и бодрствовать он может. В семь месяцев уже практически все дети гуляют в прогулочных колясках, из которых следить за окружающим миром куда интереснее. Имеют вес и материнские комментарии увиденного — ведь все, что интересует его, малыш впитывает, как губка.
7 месяцев ребенку: коммуникативное развитие
В семь месяцев малыш должен уже учиться контактировать с внешним миром на уровне выше, чем просто плач при дискомфорте. А потому появляются новые интересные моменты, которые сразу бросаются в глаза.
- Кроха начинает привязываться к одному конкретному человеку больше, чем к другим. Обычно это мама, так как с ней чаще всего проводит все свое время маленький человек. Он больше всего радуется, когда видит ее, и может расстроиться, если видит, как она уходит. И важно, чтобы этот человек был рядом с ребенком. Именно в этом возрасте закладываются будущие социальные установки, и необходимо, чтобы они закладывались в общении с человеком, которому ребенок доверяет безгранично.
- В семь месяцев можно учить малыша элементарной вежливости, в частности, приветствиям и прощаниям. Но так как ребенок учится, повторяя — в первую очередь -, и самим следует внимательно бдить за собственными вежливыми словами. Ведь если мама не говорит «до свидания» или «спасибо», для чего этому учиться малышу?
- В семь месяцев малыш начинает осознавать цену похвалы. Что это не просто слова, а одобрение его действий. И с этого момента он будет отслеживать, что вызывает ее, а что нет.
- Если с ребенком первого полугода жизни, по сути, без разницы, о чем говорит — он все равно не понимает -, то с семимесячным младенцем это уже не получится. В семь месяцев малыш переходит черту понимания. Пусть далеко не все сказанное взрослым, ему понятно, но постепенно слова из бессмысленных звуков начинают приобретать смысловые очертания. И процесс этот не остановится уже никогда.
- В этом возрасте кроха копирует поведение мамы (или другого важного ему человека). Если она имеет привычку совершать какой-то характерный жест — он появится в движениях малыша. Если она любит читать книги — то и ребенка они, вероятнее всего, заинтересуют. А при встрече с незнакомцем первое, что сделает ребенок — посмотрит на реакцию мамы. Если та поведет себя благодушно, то и карапуз воспримет новичка как не угрожающего ему субъекта.
В семь месяцев развитие мальчиков и девочек пока не имеет серьезных различий. Они движутся примерно в одном темпе, проходя примерно одни и те же этапы.
7 месяцев ребенку: речевое развитие
Малыш все больше и больше пробует свои артикуляционные способности. Он проговаривает простейшие слоги и даже учится компоновать их в разнообразном порядке. До первых осмысленных слов еще рано, но их основа закладывается именно сейчас. Ребенок сам может приходить в неописуемый восторг, пробуя сказать что-то новое, неизведанное прежде. Что можно сделать, чтобы помочь ему?
- Повторение. Да-да, это которое учению матерью приходится. Простые слоги нужно повторять и повторять, пока они не отложатся в сознании весьма прочно. Делать это, конечно, легче всего посредством простейших слов — мама, папа, баба, деда, киса…
- Видимость. Если взрослый не видит примера какого-то действия, воссоздать его ему будет очень трудно. И с ребенком так же. Сколько бы не талдычили малышу слоги, он не начнет повторять их, если не увидит их произношение. Наклоняйтесь над ребенком, четко проговаривайте слова и слоги, уделяя особое внимание артикуляции.
- Интонации. Монотонный бубнеж любому ребенку успеет надоесть хуже горькой редьки в школе. Так зачем начинать с младенчества? Меняйте интонацию, разговаривая с малышом, играйте своим голосом. Пусть малыш сосредоточенно прислушивается, смеется — все, что угодно, лишь бы не плакал.
- Нет насилию. Если малыш заниматься сейчас не хочет, то и не нужно настаивать. Успеется. А пока лучше пусть займется тем, что ему интересно.
- Чтение. Сказки, стихи, песни — все они благотворно влияют на развитие коры головного мозга, что, в свою очередь, сказывается на освоении речи 9и не только).
Семь месяцев для взрослого человека пустяк. Ерунда, даже не год. Но для ребенка такого возраста это вся его жизнь. Порой родители этого не осознают, пытаясь относиться к малышу, как ко взрослому. Но не стоит торопить события. Всему свой час. Когда-нибудь он научится быть таким же самостоятельным, как и его родители. И тогда им будет его-маленького не хватать. А потому держите под рукой телефон с камерой и создавайте по крупицам свой банк памяти, предоставив малышу развиваться своим индивидуальным путем. Живите не будущим, а настоящим, наслаждаясь каждым его мигом.