Дети

Малыш всё тянет в рот. Как отучить ребёнка тащить всё в рот

Природа позаботилась о новорожденных малышах. И только появляясь на свет, малыш уже кое-что умеет. Правда, его навыки не приобретенные, а обусловленные наличием рефлексов — бессознательных, автоматических действий.

Ребенок все тащит в рот

Пример тому — сосательный рефлекс, помогающий ребенку не умирать с голоду первые месяцы жизни. Иными словами, новорожденный в норме сразу умеет пить молоко.

Однако этот же рефлекс вкупе с природной детской любознательностью позднее начинает играть злую шутку. Ребенок уже научился питаться полноценно, продолжает активно изучать окружающий мир, да и рефлекс еще не угас — и вот, все, что попадает к нему в руки (а иногда и то, что взять невозможно) первым делом отправляется карапузу в рот.

Разрешать или нет?

Важно понимать, что проба всего «на зубок» важна для развития ребенка первого года жизни. Малыш познает мир всем доступными способами, в том числе и таким образом. Кроме этого, так карапуз облегчает зуд десенок, когда у него режутся первые зубы.

Потому до года разрешать тянуть в рот посторонние предметы можно и нужно. Но следует ограничивать их количество и тщательно подбирать их. Такие игрушки (или предметы домашнего обихода) должны соответствовать следующим критериям:

  • Не иметь мелких деталей, которые малыш может нечаянно проглотить или оторвать и засунуть в нос или ухо.
  • Быть изготовленными из гипоаллергенных и безопасных для детей материалов (например, дерево или плотный латекс).
  • Не быть хрупкими и склонными к разбиванию.
  • Разумеется, игрушки должны быть чистыми.
  • На них не должно быть острых углов.

Хорошо, если в этом перечне будут не только специальные игрушки или прорезыватели, но и предметы ежедневного обихода родителей — одежда, безопасные столовые приборы или аналогичные вещи, подходящие под критерии выше.

Однако к году ребенка пора учить, что нельзя тянуть в рот все, что попало.

Почему нужно отучать?

Давать таким образом познавать мир и окружающие предметы хорошо, пока ребенок не ходит и за ним легко следить. Но приблизительно к году все меняется — малыш учится ходить и даже бегать, в расписании прогулок появляется все больше времени для площадок. Неудивительно, что в новых условиях игру чадо начнет применять те же способы познания, что и прежде. То есть все тащить в рот — грязную палку, подобранную с земли, лопатку для песочницы, мелок для рисования на асфальте…

Взрослый, разумеется, понимает, что так поступать нельзя. Что земля на улице грязная, то так легко «заработать» как минимум расстройство желудка (а то и что похуже). Но ребенок этих тонкостей еще не знает. Но так как для него с освоением навыка самостоятельного передвижения открыты новые горизонты (да и сосательный рефлекс приблизительно к году начинает исчезать), перед родителями ставится задача переключить чадо на новые способы изучения мира. Ведь если это не сделать, привычка будет расти вместе с ребенком, и за годы укоренится настолько, что избавиться от нее потом будет куда труднее.

Ребенок все тащит в рот

Отучать — как?

Пояснять это лучше своим собственным примером. Нужно показать малышу, что куда интереснее играть с предметом, им выбранным, нежели просто тянуть его в рот. Например, как здорово швырять камешки в лужу и смотреть на брызги! Кстати, для этого лучше будет одеть ребенка в непромокаемую одежду и сапожки, если дело в холодный сезон или просто иметь с собой сменный комплект одежды, если подобный эксперимент проводится летом.

Или песочница. Облизывать песок (а практически все дети этим грешат) скучно. Куда интереснее построить из него башенки, и даже целый город! А потом разрушить. Или выкопать ямку и спрятать в ней клад, а потом вместе искать его (конечно, прятать лучше довольно крупную деталь, как, например, форму для куличика, и на глазах ребенка — для него сложно искать предмет, нахождение которого ему неизвестно).

Или горка. Просто стоять и лизать ее? Да ну. Лучше быстро скатиться с нее, а затем, держась за мамины руки, пытаться вскарабкаться наверх прямо по ней (кстати, это здорово поможет развить мышцы рук и пресса у малыша).

И таких вариантов может быть масса. Родителям нужно подключить свою фантазию. Дети любят все новое, потому быстро переключатся на предлагаемые им развлечения. Однако попытки тянуть все в рот нет-нет да и появляются в детской игре. Как быть с ними?

  • Говорить и пояснять. Некоторые думают, что дети ничего не понимают и разговаривать с ними бесполезно. Отнюдь. Они не глупы и понимают обращенную к ним речь. Причем пояснять запрет на действие весьма важно. Т.е., не просто «нельзя, потому что я так сказала», но «нельзя, потому что эта вещь грязная и после нее может болеть живот». И сразу после запрета необходимо предложить альтернативный вариант действия.
  • Спокойствие и еще раз спокойствие. Никто ничему не учился с первого раза, и ребенок не исключение. Скорее всего, придется не раз вынимать у него изо рта вещи, которые туда тащить нельзя, и мамам и папам нужно быть готовыми к этому, и не ругать карапуза.
  • А вот чего делать не стоит, так это пугать посторонними предметами или персонажами. Многие мамы грозят своим малышам, что если те не будут выполнять поставленное ею условие, то придет грозный Бабай и унесет их. Но это в корне неверно. Мало того, что такие угрозы никак не помогут ребенку отучиться от привычки тащить все в рот. Помимо этого, они спровоцируют недоверие к маме, которая согласна отдать свое чадо, вместо того, чтобы защищать его. А еще — боязнь к незнакомым людям — а вдруг это тот самый Бабай?
  • Все должны действовать сообща. Если мама запрещает все тащить в рот, папа не обращает внимания, а бабушка разрешает и еще понукает к этому действию, толку с такого отучения не будет. Точно так же, как если сегодня мама запрещает грызть лопатку, а завтра разрешает. Если отучать — то только сообща и не поворачивая назад. Если отучать — то раз и навсегда.

Избавиться от закоренелой привычки может быть не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Но это совершенно необходимо сделать. Немного времени, терпения — и результат не заставит себя ждать.