Дети

1 год ребенку: что должен уметь

Самый насыщенный год жизни любого человека — первый. Казалось бы — всего лишь 365 дней, а из маленького и беспомощного свертка, принесенного из роддома, получается настоящий маленький человек, со своими вкусами, идеями и умениями.

Тема последних, кстати, в первый год жизни особенно актуальна для родителей. Как показывают исследования, мамин пристальный контроль за умениями ребенка и сравнивание его со сверстниками ярче всего проявляется именно в этот период. И не удивительно — ведь тогда закладывается основа будущего взрослого, ребенок приобретает навыки, от которых зависит его будущая жизнь.

Для детей первого года жизни в развитии важен каждый день. Таких темпов восприятия и освоения нового не бывает ни в каком другом возрасте. Вот почему уже всего месяц ощутимо меняет ребенка. Но если пытаться расположить навыки по месяцам, то сделать это получится лишь примерно, ведь малыши развиваются индивидуально. Кто-то уже идет в 7 месяцев, а кто-то в полгода только садится без опоры. Но год — важная веха жизни, для которой существуют усредненные общие показатели развития, которым должен соответствовать ребенок.

1 год ребенку

1 год ребенку: физическое развитие

Физически дети начинают развиваться с первого дня своей жизни. Под сердцем у мамы нет необходимости держать голову, управлять своим телом, держа его на весу. И любое движение после рождения помогает ребенку осваивать свое тело.

  • К году ребенок контролирует движение глаз. Он может сфокусировать взгляд на желаемом предмете, следить за его движением, находить глазами предмет.
  • Укрепляется шея. В среднем это умение осваивается в первые три месяца жизни. Ребенок может держать голову в вертикальном положении тела, крутить ею в разные стороны.
  • Развиваются хватательные навыки. Карапуз может схватить желаемый предмет, выделив его среди прочих, переложить из руки в ручку, выпустить, когда его попросят об этом или по собственному желанию. К году он начинает учиться контролировать силу в руках, и по команде родителя стараться ухватиться сильнее, или наоборот, погладить домашнее животное мягче.
  • Укрепляются мышцы тела. С их помощью ребенок может менять положения своего тела по собственному желанию без посторонней помощи, а это значит — уметь переворачиваться, потягиваться, крутиться.
  • Ребенок к году уже сидит. Усаживаясь самостоятельно, без опоры, он способен удерживать свое тело постоянно в таком положении, не падая от малейшего движения.
  • Умение ползать. Продолжая укреплять мышцы, чадо учится менять позицию не только на одном месте, но и двигаться дальше.
  • Навык стояния на ногах. У опоры или самостоятельно, но опираясь на ножку целиком. Ходить самостоятельно, кстати, ребенок может научиться и после года, и это не будет считаться отклонением.
  • Активное движение. Вследствие активных темпов развития дети сами по себе гораздо шустрее взрослых. Ребенок всегда всюду лезет, пытается достать спрятанное. Потому к году большинство деток умеет залезать на стул, диван и кровать, спускаться с них, с помощью взрослых ходят по ступенькам или самостоятельно ползать по ним.

Всегда необходимо помнить об индивидуальности развития. Так, некоторые дети вовсе пропускают этап ползания, переходя от сидения к попыткам стоять, ходить и даже бегать. Огромную роль в успешном физическом развитии играет самостоятельность. Когда малыша слишком часто держат на ручках, удовлетворяя его потребности, двигаться активно он и не начнет учиться — зачем? Потому необходимо давать ребенку простор для самостоятельных передвижений. Хочет в песочницу? Не стоит усаживать его туда сразу, пускай держит маму за руку и пытается перешагнуть бортик. Полез на лестницу? Не надо сразу его оттуда снимать, достаточно лишь подстраховать на случай падения — пускай учится на здоровье.

1 год ребенку

1 год ребенку: психомоторное развитие

В первый год жизни ребенок активно знакомится с окружающим миром, все пробует на зуб, щупает руками, крутит, вертит. Это период разрушения, созидание начнется потом — пока ребенку куда интереснее разобрать игрушку, посмотреть, что внутри, разломать, разрушить. Созидать, впрочем, базово малыш тоже должен уметь, но желание это делать придет позже.

  • В год ребенок должен играть с пирамидкой. Эта игрушка является предметом переживаний многих мам. Но ничего сверхъестественного ждать не надо. Минимум, который должен освоить ребенок — разбирание пирамидки и умение одеть одно-два колечко обратно. Не обязательно сортируя по величине и цвету. Достаточно просто уметь одеть колечко на стержень или хотя бы пытаться это сделать. Это говорит о формировании простейшей логической цепочки «что у меня есть — что я могу с этим сделать».
  • Карапуз может положить один предмет в другой. Например, шарик — в банку, открыв для этого крышку оной. Осознание положения «внутри» и «снаружи».
  • Дите изъявляет желание знакомиться с сортерами. Пускай с самыми простыми, пускай ошибаясь, но старается освоить. Так чадо учится сопоставлять имеющуюся у нее информацию и делать выводы.
  • Ребенок повторяет базовые действия за родителями, самостоятельно или проецируя на игрушки — чистит зубы, качает игрушку на ночь, «готовит» в игрушечной кастрюльке, отбирает у мамы пылесос или метлу и «убирает». Собственно, четкого перечня таких действий нет, они индивидуальны — в зависимости от того, что чаще всего видит ребенок.
  • Он умеет открывать и закрывать ящики, шкафчики, вытаскивать оттуда вещи и класть их обратно.
  • Повторение касается и сверстников. Увидев что-то занимательное у детей по соседству, ребенок обязательно начнет повторять это действие.
  • Малышу нравится приводить предметы в движение — запускать юлу, катить коляску, машинку или каталку.
  • Умеет бросать предмет. А особо активные детки к году учатся и ловить брошенное им.

1 год ребенку

1 год ребенку: психоэмоциональное развитие

Но не только активным физическим взаимодействием с миром ограничено развитие психики. Важную роль играет и развитие эмоционально-социальной составляющей, т.е., той частью психики, которая отвечает за общение с окружающим миром.

  • Ребенок к году умеет не только плакать и этим выражать свои переживания. В арсенал выражательных действий и знаков входит к этому возрасту и смех, и восклики, и эмоциональные выражения лица.
  • Тактильное выражение эмоций не отстает — ребенку нравится обнимать и по-своему целовать родителей или получать такие действия в ответ.
  • Развивается память — карапуз без труда узнает близких ему людей и живьем, и на фото, и на видео. А еще — без труда различит простые изображения кошек, собак и знакомых предметов (при условии, что ребенок в реальной жизни видит их или картинки, разумеется).
  • Малыш к году умеет выражать свои предпочтения, восторг и недовольство. Он радуется приходу папы с работы, вкусной еде, и негодует, когда у него забирают игрушку, если надо идти спать или, когда одевают одежду, которую он не хочет.
  • Ребенок копирует эмоциональные выражения родителей — грозит пальцем, как мама, или по-особому хмурит брови, как папа.
  • Кроха способен выполнить простейшие просьбы, как дать игрушку, поставить чашку на стол, поднять книжку.
  • Он реагирует на запрет, знает стоп-слова (до определенного возраста дети не осознают частицу «не» в речи, потому рекомендуется подбирать останавливающее слово, ее не содержащую — например, подойдет слово «стоп»; его используют в случае, когда ребенок делает что-то строго запрещенное или необходимо, чтобы он немедленно прекратил действие).
  • Малыш умеет играть во что-то простое. Это простая пальчиковая гимнастика («Сорока-ворона кашу варила»), базовые игры («Идет бычок, качается», «Сидели два медведя на тоненьком суку» и другие).

Однако нельзя назвать вышеприведенный перечень полным и обязательным к выполнению у всех без исключения годовалых деток. Важно помнить, что персональные предпочтения и окружение играют немалую роль в формировании психоэмоциональной стороны личности ребенка. Если он не прекращает действие при произнесении мамой стоп-слова — это не обязательно отставание в развитии, вероятно, так проявляется характер, а изучать картинки и показывать на них изображение того, что просит папа, крохе может быть попросту неинтересно, так как он больше любит активные игры.

1 год ребенку

1 год ребенку: речь

Еще один важный пункт развития малыша — речь. Это основной способ взаимодействия с миром у взрослого здорового человека, и ребенку необходимо осваивать его с ноля. Мамы особенно переживают на этот счет, иногда предъявляя ребенку завышенные требования. В целом же для того, чтобы говорить о нормальном темпе развития ребенка, он должен соответствовать следующему:

  • В год карапуз уже слышит и понимает обращенную к нему речь, и реагирует на нее. Разумеется, изъяснять взрослый свои мысли должен в таком случае простыми, не «заумными» словами.
  • Если годовалый ребенок говорит от 2 до 10 слов — этого вполне достаточно. Причем требованию к качеству и содержанию слов особых нет. Это может быть и не слово как таковое в понимании взрослого человека. Нормальной речевой единицей для детей этого возраста считается упрощенное до слога слово, если оно раз за разом означает одно и то же. Так, к примеру, карапуз может говорить «ня», используя этот слог для выражения требования — то есть значить это будет «дай», «хочу», «надо». И это будет считаться словом. Не нужно переживать за такое коверкание слов, доводить речевые навыки до совершенства малыш будет позднее. Звукоподражание, кстати, тоже считается за слово.
  • Дети в год знают свое имя. Могут не произносить, но отзываются на него.
  • Чаще всего могут ответить на вопрос «кто это?», если слово-ответ уже освоено. Например, так можно делать с мамой или папой, так как зачастую именно эти слова появляются в речи быстрее всего (это связано, кстати, с легкостью произношения слогов «ма» и «па»).

Развивать речь ребенка можно и нужно. В первую очередь, своим примером. Ведь колыбельные, детские стишки — они не просто для увеселения ребенка, они формируют первичную языковую матрицу, основываясь на которой кроха будет учиться взаимодействовать с внешним миром.

1 год ребенку

1 год ребенку: навыки первой самостоятельности

Есть такая поговорка — «у ленивой мамы самостоятельные дети». Она носит несколько пренебрежительный оттенок, но, по-хорошему, должна стать девизом современного материнства. Формируя самостоятельность с младенчества, по крупицам, родители помогают своему ребенку вырасти успешным и ответственным, готовым самому строить свою жизнь.

К году малыш осваивает первые самостоятельные действия.

  • Самостоятельное питание. Да, пускай после приема пищи вся кухня в содержимом тарелки ребенка. Но это его осознанное и самостоятельное действие, и мешать ему нельзя. Посему родители должны набраться терпения и позволить ему осваивать этот полезный навык, вручив чаду ложку.
  • Самостоятельное питье. Взять поильник и поднести ко рту — это минимум, который обязан уметь годовалый малыш. А некоторые дети к этому возрасту уже учатся пить из чашки.
  • Навыки одевания и раздевания. Раздеваться крохе гораздо легче, потому неудивительно, что получаться у него это будет лучше. Например, снять носочки, шапку или штаны. А одеваться — пускай с ошибками, пускай не получается. Но главное, чтобы карапуз пробовал это делать.
  • Ребенок этого возраста часто знает, что такое горшок и для чего он используется. Сейчас нормой считается приучать ребенка к туалету после полутора лет, но знакомить с горшком ненавязчиво рекомендуется раньше.

1 год ребенку

1 год ребенку: отстает или нет?

По этому поводу возникает немало родительских страхов и волнений. Все родители следят за развитием своих детей, а некоторые мамы — даже излишне фанатично, создавая проблему там, где ее не существует.

Итак, как же отличить отставание в развитии от комфортных конкретно этому ребенку темпов освоения мира?

Точный диагноз может поставить только квалифицированный невролог, самостоятельно придумывать болезни ребенку не стоит. Посещая врача по плану в месяц, полгода, год или по специальному назначению, шансов пропустить начало задержки развития почти нет.

В целом же, проводя анализ умений и навыков ребенка, следует делать скидку на его индивидуальность. У каждого есть предпочтения, то, что дается лучше всего, как и то, чем совершенно неохота заниматься. И ребенок не исключение. Ему тоже может быть куда интереснее не сидеть за столом, занимаясь уроками, а бегать и прыгать, соответственно, физические данные у него будут развиты куда больше, чем навыки, требующие усидчивости.

Также необходимо учитывать условия, в которых растет ребенок. Если мама не занимается с ребенком, удовлетворяя только базовые потребности (примером разграничения потребностей может являться известная пирамида Маслоу) в пище, воде, отдыхе и безопасности и напрочь игнорируя другие, ребенок ожидаемо замкнется в себе и его развитие будет существенно отставать от его сверстников. Такое явление носит название — это педагогическая запущенность.

Говоря о развитии, не возможно не упомянуть повторение. Дети склонны к копированию того, что видят вокруг. Если карапуз видит, как мама играет с ним, учит новому, читает книг, то и сам он с удовольствием будет участвовать в этом. А когда перед детскими глазами пример лишь один — мама, которая почти всегда глядит в свой смартфон -, то и повторять малышу нечего.

В последнее время увеличилось количество мультилингвальных семей — это когда внутрисемейно используется не один язык, а два или даже больше -, и это тоже не может не сказаться на развитии ребенка. Дети, получающие надлежащее внимание разноязычных родителей, могут немного отставать в произношении от сверстников. Их формируемая языковая матрица куда более обширна, а потому таким малышам нужно больше времени для ее освоения.

Заниматься развивающими занятиями с детьми можно и нужно, однако стоит помнить, что насильное развитие еще никому не шло на пользу. Ребенок должен уметь в год определенный перечень дел, но насильно учить их не надо. Следует помнить, что основное развитие малыша в этом возрасте — копирование увиденного или услышанного, а также игра. Важно подбирать интересные по возрасту занятия, время дня, а также следить за настроением крохи.

А находя у своего ребенка несоответствие вышеприведенным пунктам, не стоит сразу пугаться. Если большая часть написанного выше уже освоена малышом, то все хорошо, и поводов для беспокойства нет. Но в случаях волнения лучше безотлагательно обратиться к врачу — как говорится, в этом случае лучше перебдеть.

Важная веха в развитии ребенка — год. Просто удивительно, сколько маленький человек успевает изучить за такой короткий срок. А сколько всего еще впереди!