Дети

1,5 года ребенку: что должен уметь

Малышу исполнилось полтора года. Позади 18 месяцев его жизни. Где тот маленький малоподвижный человечек, полученный папой в роддоме! Теперь ребенок так похож на нас, взрослых людей. Он имеет свои предпочтения, и есть то, что ему категорически не нравится. Он учится говорить, и с каждым днем его становится все легче м легче понимать. Причем уже не только родителям, но и окружающим чужим людям.

Этот период отличается особенной любознательностью. А вследствие этого — быстрым освоением навыков. И возраст полутора лет ребенка для мам и пап одновременно легче м сложнее предыдущих времен. Почему? Сейчас узнаем.

1,5 года ребенку

1,5 года ребенку: физическое развитие

Где-то до года быстрее всего карапуз развивает физические и психические навыки. И вот после года основные функции человеческого тела им осилены: он умеет переворачиваться, сидеть, вставать, ходить. А то и бегать. И к полутора годам быстрота развития физических данных начинает снижаться. Нет, оно не останавливается, и все равно физически малыш развивается динамичнее взрослого. Но по сравнению с детьми до года освоение тела уже идет медленнее.

И это не патология. Ведь самые важные движения уже осилены, для комфортного существования этого хватает. И организм бросает свои силы на другое. На что — узнаем позже. А пока по поводу физических данных. Итак, что же отличает карапуза в возрасте полутора лет?

  • В основном развитие тела ребенка теперь направлено на усовершенствование полученных ранее навыков. Малыш уже уверенно ходит, и может переносить в руках предметы разной тяжести. Он спокойно может наклониться или присесть, поднимая что-то с пола и не упасть при этом. Ребенок развивает навыки передвижения в пространстве и учится еще и бегать.
  • Полуторагодовалый карапуз любит ступеньки, и умеет по ним подниматься и спускаться. Впрочем, некоторые дети легко осваивают подъем, а вот спускаются еще плохо в этом возрасте. И это тоже не нарушение. Просто спускаться — сложнее, перенося свой вес при шаге вниз еще без опоры под ногой. И неудивительно, что не все дети с легкостью осваивают эти движения, что некоторым требуется для этого больше времени.
  • Малыши в восемнадцать месяцев умеют залезать и слезать на разные высоты. Так, им не составляет труда забраться на стульчик для кормления (если тот на высоте доступа, т.е., когда малыш может дотянуться до него) со снятым столиком, на диван, на взрослый стул. Кстати, именно к этому возрасту обычно родители открывают доступ в кроватку для самостоятельного залезания и вылезания ребенка. Мамы и папы особо шустрых детей это делают примерно к году, так как их чада учатся перелезать бортик сверху (что вообще крайне травмоопасно). Но обычно это делают в возрасте около полутора лет. Как именно «открыть» кроватку — это уже зависит от самой мебели. У некоторых конструкция предусматривает трансформацию со снятием внешней стенки и установку ограничителя, а у некоторых — вынимание пары прутьев для создания «окна».
  • Мелкая моторика продолжает совершенствоваться тоже. Полуторагодовалый ребенок умеет пользоваться ложкой и может кушать сам. Проливать и просыпать содержимое столового прибора он еще имеет право, но тенденция к этому все уменьшается и уменьшается.
  • Малыш этого возраста понимает принцип питья из чашки. Мало кто умеет пить, не проливая на себя ничего, но сам механизм, что нужно взять чашку, прижать ко рту и наклонить, детям этого возраста ясен. Кстати, есть специальные поильники с особыми клапанами, тренирующие умение пить из чашки, и при этом сводящие вероятность разливания жидкости к нолю.
  • Навык бросания продолжает развиваться вместе со всеми остальными. И швыряние мячика малыша приводит в неописуемый восторг. Особенно — если в игре с ним участвует взрослый.

Этот возраст осложняется повышенной активностью и любознательностью. Еще бы — ведь столько движений доступно новых, границы мира ребенка расширены практически до привычных «взрослых». Но одновременно этот период и легче. Ведь у ребенка появляется чувство страха. Он знает, что такое горячее, и после предупреждения мамы поостережется сразу хватать чашку со стола. Малышу знакомо понятие «боль», и он знает, что она придет после падения. И, следовательно, попытается забираться на горку или турник поаккуратнее, а то и попросить помощи у мамы. И так далее в том же духе. Ребенок больше двигается, ему большее надо, но в то же время он начинает осторожничать.

Важно не забывать о том, что удовлетворение потребности движения для ребенка куда значимей, чем для взрослого. Не имея возможности побегать, попрыгать, полазить — проще говоря, устать — малыш не расходует свою энергию, которая сейчас ну просто бьет фонтаном. А ее преизбыток приведет к нарушениям режима отдыха и к затруднениям в освоении новых навыков. Лучше всего эту активность организовывать на улице. Это удобно и полезно в отношении следующих пунктов:

  • Простор. Какой бы большой не была площадь дома или квартиры, все же она имеет стены, а значит, и ограничения. На улице же масса вариантов для движения — это и площадки, и турники с горками, и пространства, на которых можно погонять мячик, и парки, и улицы, вдоль которых едут машины. А помимо этого, это еще и смена обстановки, которая детям нужна больше, чем взрослым.
  • Разрушение. Мы уже говорили о том, что ребенок в полтора года очень активный. Ему нужно пооткрывать все шкафчики, повытаскивать все с полок, поиграть с дверными замками. Нередко вследствие такой игры ломается мебель, бьется посуда, перестает работать техника. А поэтому легче вынести активные игры на улицу и этим спасти свое обиталище.
  • Свежий воздух. Чистый воздух лесо- и обычных парков, перепад температур дома и на улице, отсутствие «застойности», как в квартире — это благотворно повлияет на ребенка. Прогулки, помимо сброса энергии, еще и закаляют малыша. А значит, противостоять простудам и ОРВИ ему потом будет легче, чем «домашним» детям.
  • Общество. Социальные навыки (то бишь умения находиться со сверстниками один на один) начнут развиваться позднее. Но базовые умения контактировать с другими детьми начинают развиваться примерно с года, и к восемнадцати месяцам входят в самую силу. И важно не ограничивать, а наоборот, приветствовать подобные встречи. А совместные прогулки со сверстниками ребенка на площадках, помимо этого, снижают риск передачи инфекционных заболеваний, как это случается в детском саду — ведь дело происходит не в ограниченном пространстве с «застойным» воздухом.
  • Многие навыки нельзя приобрести дома, но зато отлично это получается сделать на детских площадках. Например, карусель (в меру, разумеется) отлично помогает развивать вестибулярный аппарат, но как установить ее в квартире? Или горка, забираясь на которую по ступенькам, ребенок учится укреплять мышцы и держать равновесие? Далеко не каждая квартира способна ее уместить, хотя есть и складные варианты.

Как можно заметить, польза прогулок действительно очень значима, а потому не следует ею пренебрегать. В среднем рекомендуется гулять с чадом не менее двух часов в день, и желательно — практически по любой погоде с разумным подходом. Конечно, под проливной ливень, в мороз -25 градусов по Цельсию с гололедом или напротив, по жаре в +40 градусов гулять не рекомендуется. Но в остальном — снег, легкая морось не являются противопоказанием для прогулок. Малышу интересно будет все — и слепить снеговика, и пошлепать по лужам в сапожках.

Нужно помнить, что и не все заболевания являются преградой для прогулки. Гулять запрещается, когда малыш температурит, в остальном же свежий воздух только пойдет на пользу. Единственное, от чего стоит воздержаться в таком случае — посещения общества, чтобы и не заработать ребенку осложнение, и не заражать окружающих. Предпочтение лучше отдать паркам в такое время.

1,5 года ребенку

1,5 года ребенку: психическое развитие

С каждым новым днем полуторагодовалые дети отстаивают свои личности. Срок испытания границ уже прошел, этот кризис позади. Теперь время других отличительных моментов и особенностей.

  • Наверное, все мамы могут отметить, что в возрасте восемнадцати месяцев от роду или около того от детей все чаще и чаще слышно слово «нет» (или просто выражения отрицания, если само слово малыш еще не проговаривает). Он не соглашается кушать, одеваться, играть предложенным образом, гулять, делать, что просят. Это вполне нормальное явление. Ребенок таким образом учится выбирать, хочет он что-то делать или нет, и отстаивать свое решение. Лучший способ предотвратить противостояние между волей мамы и нежеланием малыша будет просто его предотвратить. Совсем лишать детей права выбора не стоит (разве что в крайних случаях), так можно из деятельного и активного малыша сделать молчаливого и замкнутого взрослого. Просто родители должны подготовиться и дать ему выбор до того, как он откажется. Что ты хочешь одеть сегодня — белую или красную шапку? Что мы сделаем сначала — пойдем на карусель или горку? Что ты больше хочешь съесть — кашу или рагу? То есть ребенок учится выбирать и принимать решения, но при этом он питается нормально, и режим его дня не нарушается.
  • Дети в полтора года умеют по-разному проявлять свои эмоции. Малыш расстроится, если у него что-то не получится, и может захныкать. Сердясь на отругавшую его маму, он будет какое-то время сторониться ее и не захочет пойти на ручки. А испытывая сильную злость, может начать кусаться. Это происходит не потому что он хотел навредить другому. Просто справиться с обуревающими его эмоциями ребенок не в силах иначе, и, скорее всего, после этого действия он сам будет напуган. Не стоит ругать свое чадо, и уж точно не стоит кусать его в ответ. Спокойно поясняйте, что другому больно, когда его кусают. А взамен предложите другое выражение злости — ведь это естественная эмоция, на которую малыш имеет такое же право, как и взрослые. Но вместо укусов он может, например, громко топать ногами.
  • Если в доме есть и другие дети, старше или младше малыша полутора лет, то следует в этом возрасте ждать противостояний. Дети будут выяснять, кто же в доме главный, бороться за родительское внимание. Крайне важно в этот период уделять равное количество времени (и качество тоже!) каждому отпрыску, не выделять «любимчиков». Дети очень тонко чувствуют эти моменты, и пренебрегание каким-либо из них выльется в агрессию и замкнутость со стороны другого.
  • Уже в полтора года дети делятся на интровертов и экстравертов. Уважайте эти качества, ведь они — неотъемлемая часть личности малыша. Если он плачет, если его сильно пугает новая обстановка, не стоит ругать его за это. Лучше обнять и дать время на адаптацию. Если же речь о детском саде (многие карапузы идут в ясли или группы краткого пребывания именно в возрасте примерно полтора года), то там один выход — четко следовать рекомендациям воспитателя. В конце концов, это их работа, и знают они о трудных периодах адаптации куда больше.
  • Ребенок уже многое может запомнить. Так, считается нормой, что полуторагодовалый малыш может отличить базовых три-четыре цвета и знает основные фигуры (квадрат, круг, треугольник). Право на ошибку, разумеется, пока сохраняется за ним, но лишь когда она единичная, а не ответ на вопрос «покажи, где … ?» дается путем отгадывания — то или нет.
  • Среди психологов бытует мнение, что те дети, у которых есть склонность к преобладающему левополушарному развитию (отвечающему за речь, логику и анализ) в этом возрасте могут запомнить, где право, а где лево. А склонные к творческому правополушарному развитию учатся этому сложнее и позже.

1,5 года ребенку

1,5 года ребенку: развитие речи

Формирование речи в возрасте полутора лет достигает особенных высот. С этого возраста и дальше дети начинают постепенно «разговариваться». Если до этого срока у ребенка в речи присутствуют слоги и некоторые слова, а в основном общение все же базируется на жестах, то примерно с восемнадцати месяцев понемногу начинает появляться речь в том виде, в котором ее знаем мы.

  • Расширяется словарный запас. Пассивный (это те слова, значение которых малыш знает) пополняется с каждым днем, ведь ребенок слышит взрослых и запоминает выражения. Активный словарный запас (а это — слова, которые ребенок проговаривает) растет тоже, пополняясь из пассивного.
  • В речи появляются первые предложения. Вначале они могут быть смешанными — из слов и жестов. Постепенно слова вытесняют жесты, и простейшие предложения начинают состоять из одних слов. Например, «папа ням-ням» — это уже предложение.
  • Дети могут участвовать в первых осознанных диалогах. Пока на уровне ответов да-нет, но это уже что-то. Ведь еще не так давно малыш и вовсе не умел понимать взрослого, а сейчас — понимает, да еще и может сформулировать простейший ответ.

Конечно, развивает речь ребенку абсолютно все, но без специальных занятий, тренирующих это умение, дело спориться не будет. Закрывать глаза и пускать все на самотек нельзя, ведь родители отвечают за здоровье и благополучие своего чада. Что же можно предпринять для помощи малышу в формировании языка?

  • Разговаривать с ним. Это универсальное упражнение. Рассказывайте обо всем, что видите, провоцируйте отвечать.
  • Не заставляйте. Причем заставлять нельзя ни молчать, ни проговаривать разнообразные слова. Ни к чему хорошему это не приведет.
  • Телевизор, планшет, компьютер, смартфон — лучше ограничить любые экраны. Мультики — особенно. Просматривая их, малыш больше зациклен на картинке, и воспринимает речь как шум. Соответственно, это потом вредит ему, когда он начинает осваивать говорение сам. Конечно, от одного мультика вреда не будет, особенно, если тот развивающий. Но на постоянной и длительной основе такое развлечение недопустимо. А на телефон или планшет лучше загрузить не мультики, а развивающие и обучающие приложения. И держать их на случай, когда ребенка надо занять на какое-то время. В очереди в поликлинике, например, или в дороге в общественном транспорте.
  • Пояснять лучше все с примерами. Не просто «как говорит собачка?», а показать ее живьем или на фотографии, или в виде игрушки, а затем уж спрашивать. У малышей нет образного мышления, а это значит, представить себе предмет или существо, о котором говорят, он не в силах. А потому не будет удивительным, если на вопрос без визуального сопровождения он дать ответ не сможет.

Воспитание детей — бесспорно, не самый простой в жизни процесс. Но при правильном подходе к нему, при соблюдении определенных несложных правил он станет не только источником обязательств и ограничений родителям, но и поводом для радостных ярких моментов.

1,5 года ребенку