Дети

2 года ребенку: что должен уметь

Первые три года жизни любого человека — срок, когда закладываются множество умений, так важных в будущей жизни. Самый динамичный из них — первый год, в который ребенок получает все базовые навыки адаптации к внешнему миру. Следующие два года — время для совершенствования их. Быстрота освоения нового после года снижается, и к трем входит в нормальные, более привычные нам ритмы.

И если годовалый малыш умеет многое, превратившись из неподвижного свертка в активного и любознательного карапуза, что дает ему второй год жизни? Чего ребенок достигает за этого срок?

2 года ребенку

Физическое развитие

Неудивительно, что обычно его рассматривают первым. Ведь состояние тела малыша, его двигательные навыки — первое, что бросается в глаза при сравнении новорожденного и двухлетнего ребенка.

Замедление физического развития происходит в этот период не случайно. Базовые навыки, которые позволяют малышу жить во внешнем мире так, как и всем остальным, осваиваются, скажем так, экстерном всего за двенадцать месяцев его жизни (недаром первый год психологи называют самым насыщенным в жизни любого из людей). А приобретя их, организм «выдыхает», и перебрасывает основную часть сил на изучение других, второстепенных, с позиции природы (которая заложила такое распределение) умений. Сперва — умение переворачиваться, сидеть, ходить. Затем дело переходит к получению первых социальных навыков, освоение речи, и, конечно, развитие психических функций.

Каких же успехов достигает ребенок в возрасте двух лет в плане физического развития?

  • В это время в основном организм ребенка продолжает совершенствовать уже приобретенные навыки. Малыш учится уже очень уверенно ходить, даже с тяжелым (для него) грузом, бегать, почти не падая.
  • Он учится прыгать, что раньше не удавалось. Теперь же чувство равновесия освоено настолько, что ребенок может в прыжке оторвать ноги от земли и приземлиться на них обратно, не упав.
  • Ступеньки отныне прекращают быть проблемой. Двухлетний малыш спокойно поднимается и спускается по ним, и обычно не падает.
  • Навык передвижения и удержания равновесия доходит до тех границ, когда ребенку проще не обойти препятствие, а перелезть через него.
  • Активные дети уже могут взбираться и спускаться не только по обычной лестнице, но и по вертикальной. А самые-самые непоседливые и умелые — даже по веревочной (с плотными перекладинами ступеней).
  • Особенно заметно развитие на примере мелкой моторики. Пальчики рук слушаются ребенка все больше и больше, что делает доступными для него куда больше действий, чем год назад. Он может начинать рисовать карандашами, без труда удерживая их в руке. И даже пытаться выводить кое-какие фигуры. Так, нормальным считается, если двухлетний малыш может изобразить овал, пусть и кривой. А еще — прямые (хотя бы относительно) горизонтальные и вертикальные линии.
  • В два года ребенок умеет управлять мышцами лица больше, чем раньше. Он умеет вытягивать губы трубочкой, надувать щеки, чмокать, щелкать языком, корчить рожицы. Это смешно, но не только в позитивных эмоциях польза таких действий. Они являются еще и упражнениями для артикуляционного аппарата ребенка, и, следовательно, их нужно всячески поощрять. Разминая губы, язык говорить потом получается куда проще (вспомните разминку ведущих на телевидении).
  • Мелкая моторика и глазомер позволяют не только рисовать, но и выполнять несложные действия вроде бросания мяча в определенное место или ловли предмета, брошенного в малыша.

Как можно заметить, развивается малыш уже медленнее. Существенно ничего не меняется вроде бы, как в первый год. Но изменения есть, и не заметить их сложно.

В этом возрасте, порядка двух лет, можно начинать вводить привычку ежедневной утренней зарядки. Так как организм занят укреплением мышц и совершенствованием ранее полученных навыков, это будет отличной ему помощью. А еще в пользу зарядки говорит следующее:

  • Зарядка — не только способ помочь организму укрепить мышцы и изучить новое. Это еще и отличный «будильник» для ребенка. Это важно, особенно если утром нужно по делам, а малыш сонный и не может действовать в темпе, заданном мамой. А для непоседливых детей, которые просыпаются и сразу начинают активничать, это великолепный способ сбросить энергию, накопленную за ночной сон.
  • Многие дети просыпаются не голодными и мамы ломают голову, как их накормить. Так вот зарядка «запускает» организм очень быстро, сжигая энергию. И чаще всего после нее дети с аппетитом кушают, «напрыгав» аппетит.
  • Не секрет, что ритм современной жизни очень быстр. Маме, помимо ребенка, нужно убрать, сходить в магазин, приготовить, постирать и погладить белье. А многие родительницы еще и работать успевают. Но в итоге время, проведенное непосредственно с чадом один на один, без кучи важных дел, совершаемых параллельно, сводится к нулю. А между тем, психологи подчеркивают важность такого времяпрепровождения — хотя бы по сорок минут в день. А зарядка — отличный способ провести время с малышом, отложив заботы и гаджеты, и притом провести с пользой для организмов обоих!
  • К тому же, совместная зарядка принесет заряд радости на целый день всем ее участникам.
  • Ну и наконец, очевидная польза ежеутренней зарядки — закаливание. Ее советуют проводить с открытым окошком, чтобы воздух не застаивался, а циркулировал, обновлялся. Физические нагрузки и свежий воздух просто не могут не сказаться положительно — причем и на ребенке, и на маме.

Конечно, разминка по утрам — не панацея от всего. Но она может помочь существенно снизить риски заболеваний простудой, укрепит семейные узы, зарядит позитивом на весь день вперед. Это ли не повод не пренебрегать ею?

2 года ребенку

Психически-социальное развитие

Каждый день уменьшает расстояние между взрослым и маленьким ребенком. С каждым днем последний на шажочек приближается к своим родителям в плане развития психических функций. Путь еще долог, но изменения заметны уже сейчас.

  • К трем годам можно ждать период «почему?». Маленькие почемучки засыплют родителей, бабушек, дедушек и воспитателей в саду вопросами. Но ведь это случится не сразу. Самое долгое путешествие начинается с первых шагов. Так и период бесконечных вопросов начинается с ним первых, неуверенных и порой непонятных. И происходит это в возрасте двух лет. Двухлетний ребенок не умеет еще выговаривать «почему», но вопросы «как?», «где?» уже вполне может осилить. И не стоит удивляться, когда они будут повторяться. В этом возрасте это допустимо в силу возрастных особенностей.
  • Если родители с года знакомили ребенка с базовыми социальными действиями, то ребенок не теряется, попав в общество сверстников на площадке. Он может поздороваться и попрощаться, при желании взять чужую игрушку знает, что сперва нужно спросить. Малыш может пытаться поменяться игрушками. Пока действует он, зная, что за его спиной стоят родители, и без них контактировать с другими детьми он не готов. Социализация запустится позже, но базовые навыки поведения в обществе, на которых будет основываться этот механизм, у двухлетнего ребенка должны иметься.
  • Огромных успехов достигает речь. Сейчас малыш умеет выражать свои чувства и эмоции преимущественно словами, а не действиями, как раньше. И даже может формулировать предложения. Пускай коротенькие и пока из упрощенных слов, но тем не менее. Ребенок этого возраста должен понимать обращенную к нему речь и уметь односложно отвечать.
  • Практически все двухлетние дети не просто знают свое имя, но и умеют его произносить. Хотя бы упрощенный вариант.
  • К двум годам малыш уже знает несколько цифр. Он знает, сколько ему лет, и может сказать это или показать. Не стоит, конечно, ожидать уверенного счета до десяти и дальше, но выстроить подряд цифры хотя бы до трех или до пяти уже вполне может.
  • Если отношения взрослого и ребенка складываются нормально, по необходимости малыш спокойно обратится за помощью. А вот если он не делает этого, то, скорее всего, взаимодействие ранее было построено неверно, и сейчас чадо испытывает недоверие к родителю. Впрочем, это не касается детей, обладающих завидной упертостью и склонностью к самостоятельности. Таким карапузам важно дать понять, что они всегда могут попросить помощи и получат ее, а уж захотят ли — пускай решают сами.
  • Повторение за взрослым человеком достигает особенного размаха. Ребенок повторяет действия, слова, движения за родителем, бабушками или дедушками, воспитателями. И если возникает ситуация конфликтная, им особенно важно следить за чистотой речи. Ведь случайно вылетевшее ругательство может пополнить словарный запас малыша, а убедить его не произносить такое слово будет крайне трудно.
  • Навыки ориентирования в пространстве достигают высот тоже. Ребенок без труда различит понятия «под» и «над», «снаружи» и «внутри», и тому подобные.

Все эти вышеуказанные навыки помогают ребенку постепенно приобретать самостоятельность — в действиях, в выборе и суждениях. А это крайне важно для будущего гармоничного развития личности. Важно уважать его уже сейчас, ценить его персональные качества. И больше доверять. Соблюдая эти нехитрые пункты, нетрудно привить малышу базовую самостоятельность. О чем идет речь? Сейчас узнаем.

2 года ребенку

Самостоятельность

Казалось бы — какая самостоятельность в два года? Так считают многие мамы, и делают за малыша все — кормят, одевают, ограничивая его стремления что-то сделать самостоятельно. Но это в корне неверно. Как говорится, у ленивой мамы — самостоятельные дети, и это как раз тот случай, когда лень будет только на пользу. Причем и ребенку, и маминым нервам.

  • Двухлетний ребенок вполне в состоянии поесть сам. Мелкая моторика и понимание, для чего вообще нужно кушать (для того, чтобы были силы и не болел животик) дают все необходимое для этого. Не нужно потакать детской лени и кормить его из ложечки. Если мама уверена в том, что блюдо вкусное, нравится малышу (ведь у всех у нас есть предпочтения и отвращения, ведь так?), свежее, у ребенка ничего не болит, то не нужно кормить его самой, когда он капризничает и не хочет есть самостоятельно. Это — уже не выражение дискомфорта, но манипуляции. В конце концов, голодный капризы устраивать не будет, а поголодав пару часов, следующий прием пищи съест с удовольствием.
  • Кое-какие навыки обращения с одеждой двухлетнему известны тоже. Он умеет раздеваться сам (кроме, пожалуй, кофт, которые одеваются через голову), разуваться, и может положить одежду на место, если то не находится слишком высоко. Одеваться и обуваться сложнее, но и это ребенок пробует делать. А то и уже умеет.
  • Он может убрать свои игрушки на место, протереть тряпочкой стол. А еще дети в два года очень любят помогать маме. Дать ему пылесос, показать, как им действовать — малыш будет повторять действия с удовольствием.
  • Еще одно немаловажное умение, которое осваивают дети к двум годам — чистка зубов. Если раньше родители подсказывали, направляли детскую ручку, то теперь в этом ребенок не нуждается, зная, что такое зубная щетка и что с ней делать.

Если ребенок пробует делать что-то новое сам, не препятствуйте этому. Ведь стремление что-то делать самостоятельно, куда-то стремиться, изучать новое невероятно важно для будущего взрослого, которым станет ребенок. Зачем же сразу пресекать эти начинания с детства?

Туалетные дела

Вопрос приучения к горшку стоит отдельных слов. Педиатры считают оптимальным возрастом для начала приучения срок с полутора до двух лет. Конкретнее возраст зависит от индивидуальных качеств ребенка. Если двухлетний малыш осваивает туалет с переменным успехом, он имеет на него право. До двух с половиной лет при соблюдении некоторых условий это считается нормальным, а вот если дело не двигается после, следует посетить врача. А что же за условия?

  • Их немного. Первое — это то, что решив приучить ребенка к туалету, важно отказаться от подгузников совсем. Еще допустимо, если время года холодное, одевать их на улицу или на ночной сон, но в остальном быть их не должно. Ведь ребенок не делает разницы между подгузником и трусиками, и не может понять, почему с теми нужно писать в горшок, а с этими можно и так. Для быстроты приучения и на ночь и прогулку можно заменить подгузники специальными трусиками для приучения. Они сделаны специальным образом, сохраняя ощущение влаги (т.е., ребенок понимает, почему нельзя писать в белье), но предохраняя от протеканий.
  • Ну и второе — нельзя ругать за осечки и силой усаживать на туалет, иначе можно выработать негативную реакцию ребенка на мочеиспускание вообще.

Если же говорить о том, что должен знать и уметь двухлетний ребенок в отношении приучения к туалету, так это знать, что такое горшок и для чего он нужен, где он находится и что для усаживания на него нужно спустить с попы белье.

Кстати, многие дети не признают горшки вообще. И это не считается отклонением. А приучать их можно сразу к унитазу, как взрослых, используя специальные накладки для малышей.

2 года ребенку

Игровое развитие

Игра в понимании двухлетнего ребенка также претерпевает изменения. Раньше он больше совершал предметные действия, то есть делал что-либо определенное с предметом, который был у него в руках. Теперь же в его игре появляется сюжет. Приготовить кушать и накормить игрушку, собрать из кубиков «поезд» и посадить в вагончики маленькие игрушки, катать машинку, имитируя машины на дороге, увиденные на прогулке — вот, что его интересует теперь больше. Внимание малыша теперь более устойчиво, и он может больше времени посвящать одному и тому же занятию.

В два года дети открывают для себя и мир книг. Терпения высидеть одну страничку, не перелистнув ее сразу же, у них хватает, как и пассивного словарного запаса для понимания рассказанного. А картинки помогают удерживать внимание, сконцентрировать его. Многие детки начинают повторять за родителями слова хорошо известных им сказок. И это следует поощрять, ведь так развиваются и речевые навыки.

В любом случае, нужно помнить про то, что индивидуальность развития никто не отменял. Малыш может не любить и не делать что-то одно, но реабилитироваться в другом. Так, некоторые дети не любят и не играют в классические игры, зато обращаются с современной техникой, начиная от стиральных машин и заканчивая компьютерами. А бывает и наоборот — малыш не дружит с техникой совершенно, и цифры ему не по душе, зато он обладает поразительной усидчивостью и памятью.

Уделяйте достаточно времени своему малышу, ведь совсем скоро он подрастет и эти приятные и интересные моменты совместного времяпровождения останутся позади, и Вам будет их не хватать.