Выражения «должен» обычно напрягает любого взрослого. Должен добиться, должен достичь, должен, должен, должен…
А что бывает, когда такие требования предъявляют к ребенку, которому и года еще нет? Когда крохе три месяца, врачи уже предъявляют ему ряд требований «должен». Но так ли важно им соответствовать? Какие требования предъявляют карапузам?
Содержание:
Требования? Для чего?
С одной стороны, кажется, малыш трех месяцев от роду так мал, что ставить ему условия, что он должен уметь, а что дозволено не осваивать, глупо и бессмысленно. Но с другой — если сравнить малыша в три месяца и новорожденного, чувствуется поразительная разница. Только недавно новорожденный «кабачок», который умеет плакать, сегодня ребенок уже обладает определенными навыками и умениями.
Разумеется, строгих и жестких рамок для малышей не существует. Это не как на экзамене в школе — сдал — получи пять, не сдал — провалил, и вот твоя 2. Тут существуют и полумеры, то бишь индивидуальное развитие. Но некие общеусредненные нормы присутствуют. Для чего? А все просто.
Любое умение, навык говорит о том, что та или иная система организма работает так, как и нужно, как и должна. В том смысле, что отклонений нет. А так как организм ребенка куда пластичнее, чем у взрослого, то заметить проблему таким образом проще. А чем раньше, в свою очередь, начать помогать малышу, тем результативней будет помощь.
Умелки трехмесячных малышей
Как и по всем возрастам отдельно, новые навыки малышей в возрасте трех месяцев можно разбить по нескольким подгруппам. Поможет в этом понимание, что развитие ребенка протекает с разных сторон его организма и психики. Физические навыки, эмоциональное восприятие, развитие нервной системы и другие аспекты — все они имеют свои, особенные группы умений и навыков, свои закономерности и этапы, потому и говорить о них нужно отдельно.
3 месяца ребенку: физическое развитие
Состояние тела для любого человека — важная часть. А для малыша, который три месяца назад им и вовсе не умел владеть, то тем более! Итак, позади этап выживания, позади этап начала адаптации. Каковы же результаты третьего месяца жизни малыша? Чего достигает его тело?
- Рост и вес. Нормальный здоровый ребенок активно растет, прибавляя сантиметры роста и граммы и даже килограммы веса. Если прибавка несущественна — с ребенком что-то не так. Как минимум он не насыщается в полной мере, ему не хватает питания. А может быть и что похуже…
- Умение держать голову. Этот навык осваивается всеми нормально развитыми детьми к концу трех месяцев. Малыши спокойно удерживают голову в положении лежа на животике и вертикально, находясь на руках у родителей.
Психомоторика
Психомоторным развитием называют навыки, приобретенные в связке умственного развития и физического. Т.е., ребенок не просто совершает то или иное действие — он сперва хочет его совершить. А за его желанием вслед включаются в работу мышцы.
- Малыши в этом возрасте уже умеют уверенно держать голову. Но им мало просто держать — они начинают упираться на согнутые под прямым углом локти, стремясь быть выше и видеть больше. Они крутят головой, рассматривая детали вокруг себя.
- При лежании на спине ноги и руки окончательно распрямляются, полностью исчезает рефлекс сворачивания в клубочек. Малыш не принимает позу новорожденного, а выпрямляет ручки и ножки.
- Карапуз уже может начинать переворачиваться на бочок и живот. А особо активные детки — и в обратную сторону. Но если ребенок только пытается перевернуться, это тоже нормально.
Эти навыки, описанные выше, относятся к грубой моторике — работе крупных мышц.
- Сонное время уменьшается и уменьшается, и к трем месяцам уже сформирован естественный режим. Обычно это сон ночью и три дневных сна.
- Вес и рост все также продолжает увеличиваться. Уже не так быстро, как в первые два месяца, а постепенно сбавляя обороты. И это нормально. Не нужно переживать, если прирост и привес чуть меньше, чем до того, если показатели по-прежнему в рамках нормы.
- В этом же возрасте проходят колики у большинства деток. В связи с чем освоение навыков проходит быстрее.
Данные новые особенности связаны с областью бессознательного. Т.е., для этого не нужно желания или нежелания карапуза. Эти изменения проходят сами собой, регулируясь работой мозга.
- В расслабленном состоянии ладошка трехмесячного малыша больше не сжимается в кулачок, как у новорожденного. Теперь она расслаблена и раскрыта.
- Малыш потихоньку учится владеть руками. Он удерживает в ладошке вложенную игрушку, стараясь захватить ее и второй ручкой. И даже будет пытаться перехватить погремушку из одной руки в другую.
Эти навыки относятся к тонкой моторике, т.е., работе мелких мышц. Кстати, умения требует такое развитие больше, чем в случае с грубой моторикой, потому и двигается медленнее.
Зрение
Зрение тоже меняется, растет вместе с крохой. Поле видимости растет, и малыш видит дальше, чем раньше. А еще — учится распознавать цвета. Он не видит их так же четко, как и взрослый, но постепенно они начинают различаться между собой. Движения глаз ребенок тоже учится контролировать.
- Трехмесячный малыш не просто «ловит» игрушку взглядом. Он перемещает глаза, следя за ее движением в руках у родителей. Движения ручек уже тоже проводятся не просто так, а под зрительным контролем малыша.
- К трем месяцам появляется интерес к собственным пальцам на руках. Дети шевелят ими и рассматривают — как забавно они двигаются!
3 месяца ребенку: речевое развитие
Навыки речи (вернее, пока только агуканье, оно же гуление) набирают новые обороты.
- Малыш продолжает изучать интонации и выражения лица. И постепенно начинает «общаться» со взрослыми. Так, дети в возрасте трех месяцев выдают радостный возглас как реакцию на голос мамы или папы — самого близкого человека.
- В три месяца примерно могут появляться первые слоги в речи карапуза. Пусть нечеткие, смазанные — он имеет на это право.
Психоэмоциональное развитие
Это важная составляющая любого человека, и в возрасте трех месяцев она достигает новых высот. Малыш постепенно начинает понимать свои эмоции — когда радоваться, когда плакать. И параллельно учится «считывать» эмоции по лицам окружающих.
- На улыбку и положительный окрас речи взрослого и малыш ответит радостным смехом. Речь идет о «комплексе оживления». Этот навык высоко оценивают врачи-неврологи, ведь тогда можно говорить о нормальном развитии нервной системы.
- А вот своих и чужих младенцы пока не различают. Что соседка, что бабушка, которую он видит раз в месяц — для него они одинаково незнакомы. Важны для карапуза пока мама и, возможно, папа.
- У ребенка этого возраста появляются первые причинно-следственные связи. Он знает, что для того, чтобы погремушка зазвенела, надо ее потрясти. И что надо отпихнуть грудь или бутылочку, если уже наелся. Пусть мелочь для взрослого человека, для крохи это целый прорыв вперед!
Важно отметить, что капризов в этом возрасте ребенок проявлять не может. Плачет карапуз только потому, что испытывает дискомфорт. Не важно, веской ли кажется причина взрослому — для малыша она куда больше, до масштабов трагедии. Так что наказывать за плач в таком возрасте явно не стоит — просто так трехмесячные дети не плачут. Это их способ коммуникации с внешним миром.
Что должно насторожить?
Можно долго говорить про уникальность каждого ребенка и существование индивидуального графика развития, но существует ряд показателей, которые сигнализируют — с малышом что-то не так.
- У малыша нет реакции на звук. Он не повернет головы на внезапный хлопок чуть в стороне, не откликнется на зов матери.
- Ни лежа на животе, ни в вертикальном положении на руках у матери — ребенок никак не удерживает на весу голову.
- Он не проявляет интереса ни к рукам, ни к окружающим его предметам, ни к людям.
- Кроха даже не пытается «общаться» с мамой. Не гулит, не агукает, не выговаривает гласные звуки. Нет даже намека на интонацию.
- Отсутствует «комплекс оживления».
- Не следит за игрушкой, когда ее показывают и водят перед его лицом на достаточном для рассмотрения расстоянии.
Обнаружили у малыша хотя бы один симптом? Тогда это повод незамедлительно показать его врачу. Ведь тогда речь идет не о простом индивидуальном графике, а о нарушениях работы той или иной системы организма. Ну а поскольку дети пластичны, вылечить недуг будет куда проще, если начать лечение как можно раньше.
Нормы деток, рожденных раньше срока
От недоношенных деток, т.е., тех, которые при рождении были признаны незрелыми, по сути, не готовыми к жизни вне утробы матери, точного соблюдения рамок норм для обычных деток ждать не приходится. И неудивительно. Ведь, пропустив часть внутриутробного развития, перед таким ребенком стоит сперва задача нагнать его, а уж потом приступать к обычному развитию. В среднем отставание на два месяца от «доношенной» нормы считается вполне естественным и не патологическим. А с возрастом эта разница сглаживается окончательно.
Т.е., рожденный раньше срока ребенок, которого признали незрелым с момента рождения, в свои три месяца должен:
- Схватывать в ручке вложенную игрушку.
- Фокусировать взгляд на ярком предмете или лице, обращенном к нему.
- Учиться проявлять эмоции посредством мимики.
- Пытаться удерживать голову в положении лежа.
- Поворачивать голову на источник шума или на яркую игрушку.
Как можно заметить, это все считается нормой для доношенного ребенка месяц от роду. Но также это норма для недоношенного трехмесячного малыша.
3 месяца ребенку: ошибки родителей
Как и в случаях с другими возрастами, часто родители совершают ошибки в уходе за ребенком. Если они не несут последствий — еще ничего, но ведь выразиться это все может в ухудшении самочувствия малыша, а, следовательно, и в отставании освоения навыков, присущих этому возрасту. А то и вовсе в регрессии. Потому так важно не допускать промахов.
- Установка удобного маме режима сна и кормления. Некоторые мамы полагают, что создание режим — залог счастливой мамско-детской жизни. Но устанавливая режим, удобный не ребенку, а маме, ею нарушается естественный ритм карапуза. Так, многие мамы не дают свои детям спать необходимую норму днем, полагая, что так те будут лучше спать ночью. Но уменьшение количества сна до пределов ниже нормы плохо скажется на крохе.
- Неправильное питание. Как известно, дети в возрасте трех месяцев едят или материнское молоко, или смесь. Но бывает, что бабушки давят на молодую маму с ценными указаниями вроде «а вот я свои детей с месяца разведенной манкой кормила, и ничего!» или «а надо кормить взрослой едой сразу начинать, с двух-трех месяцев!». И неопытные, неосведомленные мамы часто «ломаются» на такие уговоры. Но важно помнить, что ЖКТ ребенка еще не способно принять взрослую пищу. Он просто не готов к этому, и для маленького организма это будет сильным стрессом. А это неизбежно скажется на освоении навыков и умений. В этом возрасте ничего, кроме материнского молока или смеси кушать ребенку нельзя! А само кормление проводится по требованию крохи.
- Отсутствие массажа. Массаж — важное упражнение для развития малыша, начиная с рождения и весь первый год его жизни. Он учит мышцы работать, укрепляет их. С помощью массажа малыш быстрее научится переворачивать, садиться, вставать и в конце концов ходить. Потому отказываться от него нельзя. Лучше, конечно, когда массаж проводит специалист — детский массажист, но и сама мама может — и должна — проводить массаж ежедневно.
- Пагубные упражнения. Среди некоторых мам прошлого века (ныне бабушек) было принято «учить» ребенка садиться, усаживая его на подушках. О чем они очень любят рассказывать мамам вполне современным, вынуждая поступать так. Но этот прием давно признан не просто бессмысленным, но и вредным. Неокрепшей спине малыша крайне вредны такие нагрузки, а потому присаживать кроху нельзя ни в коем случае.
- Как уже говорилось ранее, ругать ребенка пока тоже глупо и вредно. Ведь он плачет не потому, что капризничает, но потому, что чувствует дискомфорт. И как бы не выматывал детский плач, не ругать за него нужно, а устранять его причину.
3 месяца ребенку: чем помочь карапузу?
Главное условие для нормального и гармоничного развития чада — его здоровье, физическое и моральное. И если с физическим все понятно на интуитивном уровне (хотя бывают и просчеты, конечно), то как быть со здоровьем моральным?
- В первую очередь, конечно, речь идет о внутреннем спокойствии мамы. Дети тонко чувствуют все эмоции, на которые настроены взрослые вокруг них. И когда эмоциональный фон вокруг негативный, дети реагируют на него ухудшением самочувствия, торможением развития, плохими сном и аппетитом.
- Далее, важно в каких условиях растет ребенок. Как к нему обращаются? Разговаривают ли? Дети по природе своей склонны повторять, воссоздавать, копировать поведение окружающих взрослых. Если перед глазами малыша пример пассивного и молчаливого поведения родителя, то оно автоматически принимается как норма, к повторению которой надо стремиться. Так для чего такому ребенку будет пытаться ползти, стоять, идти? Зачем говорить?
- Развивающие занятия — это, конечно, всегда хорошо. Но важно подбирать их соразмерно возрасту крохи. А еще — строго нормировать по времени. Малыши куда быстрее устают, а переутомление и взрослому не на пользу, не то что ребенку.
- Чаще носить на руках. На прогулке, дома. Так малыш больше всего увидит вокруг, с большим количеством предметов познакомится. Важно описывать ему словами то, что он видит — на улице или дома. Да где угодно!
- И купание можно разнообразить. С малышом такого возраста можно начать ходить в бассейн. Это благотворно скажется и на развитии его мышц, и на восприятии воды. Исследования доказали, что те карапузы, которые начали плавать с младенчества с мамами в бассейне, легче учатся плавать и не боятся воды. А дома купание можно оживить использованием надувного круга. Для малышей он одевается на шею, позволяя рукам и ногам свободно двигаться под водой. А так как вода создает существенную нагрузку на мышцы, это хорошо их развивает. А благодаря усталости после купаний кроха будет лучше спать и восстанавливать силы.
Но самое главное, в чем нуждается трехмесячный карапуз — это любовь, защита и опека самых близких ему людей — мамы и папы. Имея такую поддержку за спиной, внимание со стороны тех, кто олицетворяет уют, тепло и сытость, у крохи никогда не возникнет проблем с отставанием в плане развития от сверстников.