Дети

11 месяцев ребенку: что должен уметь

Почти год назад малыш появился на свет. Он был маленький, хрупкий и беззащитный, ничего не умел и полностью зависел от родительской воли. А что же случилось с ним за этот отрезок времени?

Не за горами первый День Рождения, и постепенно можно начинать подводить итоги первого, самого насыщенного года жизни человека. Куда делся тот маленький человечек, по привычке сворачивающийся в клубочек, который впервые в роддоме увидела мама! Сейчас это целый Человек, который имеет свои вкусы и предпочтения, нелюбимые вещи и действия, который одинаково не стесняется смеяться в голос над смешным для него явлением и высказывать недовольство, когда все идет не по его плану.

Этот срок отличается определенным рядом умений, которые осваивают малыши. Эти умения демонстрируют работу ряда систем организма, являются идентификатором их нормального развития. Потому-то так важно уделять внимания оценке количества и качества приобретенных малышом навыков.

11 месяцев ребенку

11 месяцев ребенку: физическое развитие

Ребенок двигается вперед в невероятном темпе. Такой скорости освоения навыков он не достигнет больше никогда в жизни. Природой закладывается сногсшибательная приспосабливаемость и качество усвоения нового материала именно для первых двенадцати месяцев жизни. Потом ритм развития начнет постепенно замедляться, и к трем годам почти войдет в привычную для нас, взрослых, колею. Именно поэтому психологи рекомендуют уделять особенное внимание и любовь детям до этого возраста — ведь после трех, как гласит название известной книги по педагогике, будет уже поздно.

Физически карапуз осваивает свое тело все лучше и лучше с каждым днем. Он много двигается, не любит сидеть на одном месте. И неудивительно — ведь столько интересного вокруг!

  • Большинство детей делают первые шаги именно в возрасте одиннадцати месяцев. У опоры малыш уже ходит хорошо, уверенно, наступает пора идти самому. Но нередко бывает, что, сделав шаг-второй, ребенок падает. И дальше уже попросту боится идти без поддержки. Это нормально, и малышу потребуется какой-то срок, для того, чтобы эту боязнь преодолеть. Для того, чтобы помочь ему, можно приобрести ходунки-каталку или игрушечную коляску. Так у него создастся видимость опоры, и научиться держать равновесие крохе будет легче.
  • При прогулках с малышом за ручку важно следить, чтобы его локоть не был поднят выше груди. В противном случае держать центр тяжести так, чтобы не падать ребенок не учится, а, следовательно, навык самостоятельного хождения не осваивается. Задача родителей в этом начинании — не тащить малыша, не держать его вес, а только создавать некую опору. Кстати, именно в этом возрасте педиатры и ортопеды настаивают на том, чтобы доставать ребенка на прогулке и предлагать ему походить там. Да, это сложнее, чем ходить по ровному полу дома. Но именно прогулки пешком (пусть и понемногу) по холмикам, камушкам, веточкам укрепляют организм как нельзя более активно. Ведь при освоении этих препятствий создается нагрузка на мышцы ног, спины, живота более сильная, что укрепляет их.
  • В целом координация малыша тоже претерпевает изменения в лучшую сторону. Он уже не так шатается, стоя на ногах, уверенно сидит (и даже если его подтолкнуть, не завалится на спину или бочок). Его легче оставить одного в комнате на полу, ведь он уже с гораздо меньшей вероятностью стукнется о мебель или игрушку. Мелкая моторика развивается тоже, что позволяет карапузу выполнять более мелкую работу, чем раньше. Ему становится легче вытаскивать игрушки из коробки, он специально замедляет свои движения, стараясь поиграть с некрупными предметами (а ведь раньше он не понимал, что быстрота ему не поможет, а только повредит).

11 месяцев ребенку

11 месяцев ребенку: игровая деятельность

Игра стоит отдельного слова с определенного возраста. Ведь, осваивая ее в различной вариации, ребенок учится понимать этот мир, существовать в нем. До поры до времени именно игра — основной метод познания окружающей среды. Малыш видит, как готовит мама — и сам пытается воссоздать ее действия с помощью игрушечной посуды. Он видит, как папа ремонтирует стул, например, и сам будет стучать игрушечным молоточком по мебели, примеряя на себя папину роль. Карапуз пойдет с бабушкой в магазин, а потом с восторгом будет играть в жизнь, знакомясь с игрушечной кассой и «покупая» различные предметы у играющего с ним взрослого.

Кстати, многих родителей в этом возрасте волнует то, что их чадо совершенно не проявляет интереса к купленным для него игрушкам. Он не играет в пирамидку (не потому что не может, а потому, что не хочет), сортер, конструктор или забросил погремушки. Но в то же время его активно интересует окружающая жизнь. Ребенок не будет складывать фигурки, сортируя их, но с огромным удовольствием поиграет с посудой. Он не посмотрит на мягкие игрушки, но дай ему старую не нужную клавиатуру, и он будет радостно нажимать на кнопочки, как взрослые, которые на его глазах работают за компьютером.

Так вот, повода для волнений тут абсолютно нет. Все мы индивидуальны, начиная с младенчества и заканчивая старостью. По статистике, половина детей интересуется «нормальными» игрушками, а вторая половина любит играть в жизнь. И производители детских товаров не отстают от этого факта. Заглянуть в любой детский магазин — и от товаров, имитирующих взрослую жизнь ну просто глаза разбегутся. Игрушечные кухни, бытовая техника, посуда, инструменты, игрушечные врачебные укладки… На любой вкус и интерес. Не стоит переживать, что, не играя по принятому в прошлом сценарию малыш не освоит определенные навыки. Он обязательно их осилит. Просто немного по-другому.

И в этом возрасте постепенно начинает проявляться разница в играх девочек и мальчиков. Понемногу пол ребенка дает о себе знать. Что же любят девочки?

  • Для каждой взрослой женщины ее красота — одно из наиболее значимых качеств. И закладывается это еще во младенчестве. Девочки рано начинают проявлять переборчивость в одежде, любовь к красивым предметам гардероба и аксессуарам. Конечно, и с мальчиками это случается, но девочки подвержены этому чаще. А так как малыш, как мы помним, играет в жизнь, то все это малышки переносят на кукол и мягкие игрушки. Девочкам нравится, когда мама помогает одеть красивые платьица на любимую куклу, когда заплетает ей косичку. И постепенно она и сама начинает воссоздавать эти действия с игрушками.
  • Особенный восторг малышек вызывает косметика. Они способны долго наблюдать за мамиными косметическими манипуляциями, и могут пытаться воссоздать их сами. Потереть, купаясь в ванной, щечки ладошками, как это делает мама при использовании скраба, или водить пальчиком по губкам, как будто накладывая помаду.
  • Девочки чаще склонны повторять действия за мамой, хотя привязанность обычно питают большую к отцу. Их чаще, чем мальчиков, интересует мамина обувь на каблуках, мамины платья. Они охотнее будут катать коляску на прогулке, чем машинку на веревочке.

А что же мальчики?

  • Их больше привлекает повторение за папой, хотя сентиментальную зависимость больше питают к маме. Чаще девочек они берут в руки молоточки и игрушечные пилы, интересуются машинками разных моделей, паровозиками и часами.
  • Им очень нравится возить за собой машинки на веревочке. А еще восторг вызывают игрушечные паровозики на рельсах. Малышам нравится наблюдать за ними, ловить, делать препятствия.
  • В целом мальчики обычно активнее девочек, а потому их чаще привлекают игры активные, шумные и подвижные. Им, например, нравятся игры с мячом, или с резиновыми лошадками-прыгунами. Причем долго задержать свое внимание на какой-то игре им сложнее, так что смена игры им требуется чаще.
  • А вот музыкальная игрушка привлечет внимание мальчика на более долгий срок, и надольше, чем девочек. Игрушечное пианино, звенящая на разные лады погремушка, бубен или тамбурин точно маленький мальчик не оставит лежать в уголке.

Но важно помнить, что если мальчик играет в «девочковые» игры, или наоборот — это не патология. Четкое разделение на мальчиков и девочек — пережиток прошлых веков, и не нужно загонять детей в эти рамки. Если мальчик катает коляску, а девочка чинит машинку — и пусть малыши занимаются тем, что им по душе. Выше же приведены только общие показатели, которые не являются абсолютной нормой.

11 месяцев ребенку

11 месяцев ребенку: психическое развитие

В плане развития психики с каждым днем все больше и больше малыш похож на взрослого. И в этот период происходит первый кризис границ. Малыш уже знает, что есть действия, которые ему не разрешено выполнять. Но в одиннадцать месяцев он впервые начинает думать в духе — а почему? А что будет, если я нарушу это правило? Нельзя трогать плиту? А если потрогаю? Нельзя лезть в розетки? А что от этого будет?

Мамины нервы, конечно, не бесконечны. И нередко в такие моменты, особенно после тысячных повторений хочется сорваться и отругать сорванца. Но лучше — сдержаться. Ребенок просто не может иначе. Пытаясь сломать установленные родителями границы, малыш учится искать нестандартные подходы, проявляет смелость. Так что идеальным выходом будет, во-первых, создать безопасную среду для ребенка. А это значит — закрыть розетки заглушками, ограничить доступ к потенциально опасным местам (как плита, допустим. Тогда нужно закрыть дверь в кухню), убрать тяжелые, бьющиеся или электрические предметы повыше, а на особенно острые углы наложить накладки.

Ну а во-вторых, важно разработать систему непреложных правил, и спокойно давать понять, что иначе никак не будет. Если мама сказала нет — значит, нет, и никаких других вариантов. Но этот запрет нужно использовать нечасто.

Одиннадцатимесячный карапуз пробует своих родителей на прочность не только попыткой нарушить границы. Не получив желаемого, не добившись его, кроха начнет капризничать, добиваясь уступок. Но нарушив рамки дозволенного раз, малыш будет требовать этого постоянно, потому мамам и папам очень важно держаться своего. Тем более, что отвлечь малыша очень просто. Нужно дать ему интересную игрушку, предложить посмотреть в окно, включить веселую песенку и потанцевать с ним.

В этом возрасте малыши очень отходчивы. И очень любят смеяться, ведь чувство юмора зарождается еще раньше. Конечно, сперва оно простое, но развивается, как и все остальное.

В одиннадцать месяцев дети выходят на новую ступень общительности, а потому нужно организовывать им встречи со сверстниками. Пока, разумеется, в присутствии родителей. Социальное Я начинает развиваться к трем годам, но предпосылки к нему — в возрасте до года. Пока малыш не готов контактировать со сверстниками один на один, но базовые навыки взаимодействия с ними родители должны пояснять с самого начала.

В целом, несмотря на возросшую активность, практически все мамы и папы отмечают, что с малышом стало легче. Да, он куда более шустрый, куда более непоседливый, но и более понятный — тоже. Ребенок в одиннадцать месяцев может уже показать, что у него болит, что он хочет, что ему не так. Позади период, когда не понятно, почему малыш плачет, позади колики, и уже понятно, что делать с зубами. Ребенок, если он жил не по четкому режиму, уже сформировал его себе естественным путем, отработав ритуалы усыпления, купания, кормления.

Малыш в этом возрасте не знает чувства страха перед возможными неприятностями. А потому нельзя оставлять его в комнате с открытыми окнами, если рядом с ними находится мебель. Лучше в этом возрасте или опустить днище кроватки в самое нижнее положение, или даже вынуть пару прутьев из стенки. Нередко именно к одиннадцати месяцам дети учатся перелезать через бортик кроватки сверху. И если это происходит в отсутствие родителей в комнате, то дело может закончиться плачевно — от легких ушибов и вплоть до сотрясений и серьезных переломов.

Ну а общаясь с малышом, не нужно приучать того к сюсюканью. Оно ужасно коверкает язык ребенка, который только начинает развиваться в той мере, когда его можно назвать речью. Детская память очень восприимчива, и в прямом смысле впитывает все, как губка. А заложенную сейчас информацию будет очень трудно переделать в нужную.

Ребенок — это огромная ответственность на родителях. Но помимо трудных обязанностей это еще и море приятных и незабываемых моментов, которые можно увековечить с помощью современных цифровых технологий.