Дети

Ребенок фантазирует или врет

Детская фантазия поистине безгранична. Она возводит сказочные замки, создает невероятных рыцарей, совершающих немыслимые подвиги. Она расцвечивает особыми красками весь мир вокруг, и краски эти недоступны большинству взрослых с их приземленно-практическим мышлением.

Ребенок фантазирует или врет

Но иногда фантазии и выдумки прекращают существовать лишь в воображении ребенка, и он переносит их в реальность. Хорошо если на бумагу в виде рисунков или рассказов. А если в жизнь? Тогда фантазия балансирует на грани между выдумкой и ложью, а иногда и переступает ее.

Опасная ложь или полезная фантазия?

В мире взрослых все четко и понятно. Солгал — плохо. Сказал правду — хорошо. Есть белое и черное, есть правда и ложь. Но в мире детей все не так. Ребенок не просто создает фантазию-ложь, он еще и верит в нее, и она отчасти для него становится правдой. Часто выдумкой чадо приукрашивает свою собственную жизнь, придавая ей интересный глянцевый блеск, интригующий окружающих.

Например, воображаемый друг. Для любого взрослого человека это совершенная выдумка, иллюзия, несуществующая в реальной жизни. Неправда. Ложь. Но ребенок верит в него. Разговаривает, думает, что тот рядом, всегда поможет и поддержит. И для него существование этого друга частично реально, а значит, самим им названо ложью быть не может.

Откуда и для чего появляется ложь-фантазия?

Если ребенок начинает выносить свои выдумки в реальный мир, это не повод для родителей считать, что он патологический врун. Дети еще не скованы практическими знаниями об окружающем мире, еще не знают законов физики, химии, не понимают основ работы человеческой психики. Границы их мира шире взрослых. Подключая фантазию, ребенок выходит за рамки, привычные его родителям. Для чего?

В первую очередь, для самозащиты и разделения обязанностей. Допустим, в процессе игры была разбита мамина любимая чашка. Маме все понятно, кто виноват и кто должен нести ответственность за содеянное. Но ребенок начинает винить в произошедшем воображаемое существо, как бы деля ответственность за поступок с ним, пытаясь оградить себя от материнского (пусть и справедливого) гнева.

Еще одна часто встречающаяся причина — желание сгладить углы в своей жизни для окружающих, скрыть неприятные биографические факты или события. Быть, как все, не выделяться в негативном смысле этого слова. Допустим, если в детской жизни существуют неприятные особенности, которые могут служить поводом для издевок, насмешек и непонимания в кругу сверстников, чаду куда проще сочинить небылицу, посредством которой представить себя жертвой обстоятельств. Где-то умолчав, а где-то приукрасив, ребенок таким образом снова обезопасит себя, и вместо насмешки получит снисхождение.

Иногда дети привирают, жалея чьи-то чувства. Не желая расстраивать родителей, ребенок придумает небылицу, которая сделает в глазах мамы и папы поступок не таким уж и плохим.

Еще дети врут, пытаясь обратить внимание к своей персоне, или же казаться интереснее, чем они являются на самом деле. Так, младшеклассники могут привирать о какой-то невероятной игрушке, которую родители запрещают носить в школу, тем самым повышая свою популярность.

Ребенок фантазирует или врет

Выдумка — все же ложь или фантазия?

По сути, детские небылицы ложью не назвать. Человека побуждают соврать какие-то внутренние переживания (если, конечно, речь не о психическом расстройстве). Но если взрослый вполне в состоянии выделить их и справиться без прибегания ко лжи, то ребенок на такие действия еще не способен. Так что подобные фантазии скорее не вранье, а миф, механизм самозащиты ребенка, метод его побед над внутренним волнением.

Часто ребенок лжет не потому, что его внутренне что-то заботит, но по другой причине. Как уже говорилось, границы мира чада куда шире, он многого не знает об этом мире. И бывает, сталкивается с пробелами в знаниях. И такие белые пятна он додумывает сам, верит в них, что делает эту выдумку истиной для него, а затем передает эту информацию другому.

Что делать с ложью?

Хоть механизм лжи, как выяснилось, вполне естественен для ребенка, все же по мере взросления нужно не то чтобы полностью избавляться от нее (не существует ни одного человека, который бы всегда говорил одну правду, если уж откровенно), то совершенствовать его.

Взрослея, ребенок постепенно учится отличать зерна от плевел, правду ото лжи. Задача родителей на этом пути — научить чадо разграничивать мечты и реальность, научить оглядываться на других. Как говорит Е.Л. Бокуть, наша свобода заканчивается там, где заканчивается нос соседа. То бишь ребенка необходимо обучить той основной истине, что его ложь имеет право существовать до тех пор, пока она не вредит окружающим.

Не нужно давать свои четкие рамки и установки, ведь так искоренится его собственная реальность, которую заменит реальность родителей. Но важно пояснить ему правила лжи — в каких случаях лгать и фантазировать допустимо (как взрослые лгут о пробках при опоздании на работу), и когда — запрещено (когда ложь одного направленно вредит другому).

Одно можно сказать точно — если чадо прибегает ко лжи умеренно, то поводов для беспокойства родителей нет, ему всего лишь необходимо пояснить правила этой игры. Но если врет ребенок часто, то стоит пересмотреть взаимоотношения с ним, проанализировать его собственное к себе отношение. Возможно, родители подавляют его своим авторитетом, возможно, ему недостает смелости, его взаимоотношения со сверстниками хуже желаемого. Одним словом, вероятно, у него есть проблема, и только внимательный, но мягкий контроль родителей, любовь, поддержка и помощь помогут преодолеть ее. Лучше спокойно и тихо пояснить чаду его неправоту. Не стоит в таком случае и громко ругать за выдумки, так можно лишь усугубить ситуацию. Ребенку всегда нужно чувствовать, что он любим, что он всегда может рассчитывать на своих родителей, что они готов идти ему навстречу. А доверяя маме и папе, нести ответственность за свои поступки без лжи у него обязательно получится.