В доме появился новый малыш. Жизнь родителей разом резко изменилась, подстраиваясь под нужды и потребности нового человека. И вот позади самый сложный для малыша месяц, первый, и уже стартует следующий, второй. И часто многие родители озадачены — каких же результатов ждать по его истечению? Что должен уметь ребенок в два месяца?
Содержание:
Чем отличается второй месяц жизни?
Итак, если первый месяц для малыша самый сложный, в его течение он в основном преследует задачу выжить, адаптироваться к этому огромному, порой пугающему его миру, то со второго начинается период изучения себя, своего тела и окружающего мира. Путь это долгий и непростой, но первые его результаты заметны уже в довольно короткий срок.
В это время жизнь ребенка выходит за пределы малого круга удовлетворения потребностей. Появляется интерес к окружающим его явлениям и предметам. Ну а мама становится для карапуза синонимом безопасности. За эти пару месяцев у него вырабатывается понимание, что там, где мама, там и покормят, и почистят, и споют колыбельную, и обнимут-приласкают, и убаюкают.
Однако посторонних малыш еще не способен различать. Мама становится главным для него человеком, а вот остальные (иногда еще папы разве что добиваются особого статуса тоже, если активно участвуют в жизни малыша) — все на одно лицо. Но это пока что.
В этот же период малыш сталкивается с первыми проблемами. Если дискомфорт первого месяца преимущественно связан с необходимостью удовлетворения потребности, то примерно как раз второй месяц отличается появлением у карапуза колик. Это неприятное явление случается из-за того, что ЖКТ заселяется полезными бактериями, но процесс заселения не идеален и сопровождается повышенным газообразованием. Но так как ребенок двигается мало, газы не находят выхода, и их накопление распирает кишечник и вызывает боль.
Новое во втором месяце
Итак, ребенок начинает изучать жизнь и себя в жизни. Но в чем же это выражается?
- Первый критерий, на который смотрят мамы и врачи — рост и вес малыша. Если он хорошо растет, не отстает от основных показателей, то это значит, что он получает достаточно энергии от питания, и ее достаточно и для функционирования организма, и для его роста, и для освоения новых навыков.
- Вторая новость — новорожденный может спать много, вплоть до 20 часов в сутки. Но двухмесячный малыш начинает сокращать эти показатели, укорачивая период сна до 18 часов максимум.
- Ну и нельзя обойти вниманием то, что карапуз начинает активно развивать себя самого, познавая все новые и новые моменты и явления, выучивая что-то новое каждый день.
Навыки двухмесячного малыша
Карапуз двух месяцев от роду изучает в первую очередь себя. Новорожденный еще не знает, что ручками можно схватить мамины волосы, когда она наклоняется к нему, что что-то нужно сделать с погремушкой, чтобы она зазвенела. Но двухмесячный малыш уже начинает проявлять интерес к подобным движениям. И пусть освоить их у него еще не выйдет, но даже самый дальний Путь начинается с первых шагов.
В целом можно разделить развитие и навыки малыша следующим образом.
2 месяца ребенку: двигаемся!
Двигательная активность занимает львиную долю времени бодрствования ребенка, если не все. И неудивительно, что вследствие этого осваиваются новые навыки, появляются новые умения.
В этот период начинают угасать врожденные рефлексы — их вытесняют первые попытки совершить осознанное действие. Только попытки, но тем не менее, для карапуза это огромный сдвиг в развитии. Гипертонус мышц, являющийся нормой для новорожденного, проходит, и малыш уже может самостоятельно выпрямить ножки и ручки, пока отдыхает.
- Двигательный навык. Малыш уже не просто лежит (недаром мамы часто зовут новорожденных деток «кабачок» или «гусеничка» за практически полное отсутствие движения произвольного характера), но размахивает ручками и ножками в разные стороны. Кстати, с рождения есть ряд правил безопасности, и их актуальность возрастает к двум месяцам. Например, категорически запрещается оставлять карапуза на пеленальной доске, диване без присмотра или ограждения, т.к., из-за повышающейся двигательной активности малыш может упасть.
- Навык держания головы. Для взрослого сущая безделица, а для малыша — достижение! Двухмесячный ребенок уже может, пребывая в вертикальном положении, довольно устойчиво держать голову. Впрочем, осечки допустимы, потому следует все равно легко придерживать ее. А вот лежа на животе практически все дети уже умеют держать голову хотя бы недолгий срок, рассматривая окружающие предметы.
2 месяца ребенку: видим, понимаем!
Физическое развитие — важная деталь взросления карапуза. Но не единственная. Остальные аспекты не менее важны. Среди столь же значимых областей развития — постепенное усовершенствование работы органов чувств и осязания. А еще примерно в этом возрасте приходит время первой осознанной попытке взаимодействовать с этим миром посредством звуков.
- Малыш двух месяцев от роду уже старается целенаправленно поймать в ручку все, что попадается ему на глаза. Потому важно оградить его от опасных предметов, которыми он может нанести себе вред. И пускай действия ребенка еще четко не скоординированы, пускай не всегда получается выполнить задуманное, но именно в этом возрасте начинается освоение простейших зрительно-чувственных связок: я вижу-я хочу взять-я беру.
- Если о дискомфорте новорожденный заявляет плачем не потому, что сам так хочет, а потому, что этот механизм заложен природой, то в два месяца карапуз начинает постепенно осознавать то, что стоит ему заплакать — придет мама и обиходит его. Что крик, плач — своеобразный зов близкому человеку.
- К концу двух месяцев малыши начинают понимать, что нужно делать с погремушкой в руке, чтобы она зазвенела. Пусть пустяковое для нас, взрослых, дело, но для ребенка — целая наука. Так зарождаются простейшие причинно-следственные связи.
- В два месяца, если к ним до того обращались по имени довольно часто, некоторые дети уже идентифицируют его как часть себя, и откликаются на него.
- Малыша этого возраста больше привлекают звуки. Шуршащие, звенящие и гремящие игрушки вызовут у него гораздо больше восторга, чем просто яркие или обладающие особыми тактильными качествами.
- Глаза ребенка тоже развиваются. Увеличивается поле зрения, у карапуза получается фокусировать свой взгляд на предмете, вследствие чего мобили, подвески на кроватку и коляску становятся все более и более актуальными.
- К концу двух месяцев ребенок различает, где голос мамы, а где папы, а где и вовсе постороннего человека. Реакция, понятное дело, соответствующая в каждом случае.
2 месяца ребенку: чувствуем!
В эмоциональном плане карапуз тоже двигается вперед семимильными шагами. Он уже постепенно учится отличать позитивную эмоцию от негативной, и пробует их выражать.
- Два месяца — срок, когда ребенок уже не только улыбается (особо серьезные малыши только улыбаться и начинают в это время) осознанно. Появляется первый смех, как положительная реакция на то, что ему нравится.
- Негативные эмоции тоже начинают выражаться чуточку по-разному. Малыш начинает плакать иначе, когда голоден, когда ему страшно, когда он замерз… Да и плач появляется не сам по себе — ему предшествует недовольна гримаса или обиженное выражение лица.
- В этом возрасте многие детки начинают агукать, гулить — это то, что впоследствии эволюционирует вместе с ребенком до нормальной, полноценной речи. Причем вне зависимости от эмоционального состояния карапуза его попытки общаться будут все больше и больше расцвечиваться интонацией и дополняться мимикой лица.
2 месяца ребенку: рожденные раньше срока
Про недоношенных деток стоит сказать отдельно. Их развитие идет немного иначе, чем обычных, рожденных в срок деток. Не нужно переживать и волноваться, если такой малыш не соответствует вышеперечисленным нормам. Это не говорит о его отставании в развитии.
Полностью оценить степень развития в соответствии с возрастом у рожденных раньше срока детей может врач. Дело в том, что доношенный карапуз уже готов к адаптации ко внешнему миру. А вот недоношенный пропустил часть внутриутробного развития — подготовки к рождению. А потому ему сперва нужно «догнать» доношенную норму, необходимую для нормального функционирования организма, а только потом приступать к развитию. Потому в таких случаях вопросы развития ставятся в индивидуальном порядке.
2 месяца ребенку: родительские ошибки
Многие родители совершают ошибки в вопросах развития своих детей. По неопытности ли, по заблуждению — но факт. И, само собой, лучше таких ошибок стараться избегать. Самые распространенные заблуждения — это:
- Сравнивать своего ребенка с другими. Это самая грубая ошибка. «А вот у меня Вася в два месяца ползал, в полгода ходил, а в год разговаривал на трех языках!» — хвастается соседка. И молодая мама верит ей! И начинает волноваться, подгонять своего ребенка. И расстраиваться, когда ее собственный малыш далек от этого идеала. Но нужно помнить — развитие каждого индивидуально. Да, есть некие усредненные рамки. Но они не обязательны. Задача каждого из этих навыков, о которых шла речь выше — просигнализировать о нормальном развитии той или иной системы. Но каждый ребенок имеет право не хотеть делать то или иное действие, или проявлять развитие систем своего организма и личности как-то иначе. Ведь дети не роботы.
- Не заниматься его развитием. С одной стороны, конечно, все, что ни делал бы малыш — все развивает его. Но это совершенно не значит, что нужно предоставить ребенка самому себе. Важно говорить с ним, показывать игрушки, называть предметы и помогать совершить с ними какие-то действия, знакомя с этим миром.
- Давать занятия не по возрасту. Можно, конечно, двухмесячного карапуза знакомить, например, с цветами. Как раз цветовосприятие начинает постепенно налаживаться к этому времени. Но бессмысленно по меньшей мере требовать от него каких-то результатов. Точно так же, как и пояснять цифры, оттенки или буквы. Как минимум ребенок не поймет. Как максимум излишне ретивые в вопросах детского развития родители добьются развития таких нарушений, как дислексия, дисграфия или отставание в развитии.
- Не нормировать занятия. Занятия, как мы выяснили, важен. И они должны быть подобраны по возрасту. Но соблюдать временные рамки не менее важно. Длительные занятия малыша перегрузят, и даже могут довести до перевозбуждения. Разово это приведет к нарушению сна, а постоянные такие состояния приведут к отставанию в развитии.
- Однотипная долгая деятельность. Концентрация внимания у двухмесячного ребенка — всего пара секунд. Только в это время ребенок реально способен воспринимать и усваивать новую информацию. А потом внимание рассеивается, переключается на что-то другое. Долгое и однотипное занятие утомляет малыша так же, как взрослого — часов 12 беспрерывного тяжелого умственного труда. Потому важно часто менять типы деятельности. Ну и надо не забывать про то, что устают малыши куда быстрее взрослых.
- Насильственное развитие. Этим грешат мамы, живущие с рождения малыша по строгому режиму. Хочет карапуз того или нет, готов заниматься или нет, но мама, как паровоз на рельсах, упрямо мчит вперед. Само собой, ни к чему хорошему это не приведет.
2 месяца ребенку: как помочь малышу развиваться?
Как нам уже известно, для каждого возраста должны быть свои развивающие занятия. И то, что понятно, просто и известно взрослому, то крохе — сложно и утомительно. Именно потому возрастной градации занятий так важно уделять время. Что же делать с двухмесячным малышом?
- Почаще носить на руках. Не стоит бояться приучить к рукам малыша. Не в этом возрасте. Пребывая на ручках у мамы, карапуз больше всего видит, слышит, воспринимает. А для него такой тип деятельности — такое же развитие, как и все остальное.
- Массаж. Он все так же немаловажен, как и в прошлом месяце, только теперь упражнения и движения массажа направлены не только на укрепление мышц, но и на обучение движениям. Во время массажа малышу помогают прорабатывать мышцы пресса (что впоследствии поможет ему сесть), хорошенько проминают бока и спинку (что в дальнейшем станет отличным подспорьем для начала поворотов с бока на бок). Малыш начинает лучше слышать свое тело, ощущать его, и скорее научится управлять им.
- Карточки. Они должны быть простыми (т.е., не много предметов на нем, а один), довольно яркими (цветовосприятие начинает устанавливаться, но лишь постепенно, и ждать от крохи, что он полностью будет различать цвета, не приходится пока). А еще желательно заламинированными, так как у малыша наверняка возникнет желание не только взять их в руки, но и погрызть, смять.
- Почаще давать ему в ручки разнофактурные предметы. Пусть звуки привлекают его больше, тактильное развитие, мелкая моторика невероятно важна. Психологи так и говорят — речь малыша на кончиках его пальцев. Освоение навыков мелкой моторики напрямую связано с освоением навыка речи. Но пластилин, соленое тесто давать не стоит, так как они, в силу наличия красителей и соли, могут раздражать нежную кожу крохи. А оставшиеся микрочастицы, которые остаются на руках, могут попасть ему в рот, и вызвать аллергическую реакцию или проблемы с ЖКТ.
- Говорить с малышом. Многим родителям кажется, что этого делать не стоит — мол, для чего, все равно не понимает. Но как же он научится понимать, если с ним не разговаривать? Постепенно психика малыша привыкает к тому, что именно речь — основной инструмент взаимодействия с окружающими его людьми, и будет начинать попытки воспроизвести ее. Как показывают исследования, малыши, с которыми не разговаривали, начинают говорить куда позже, чем их сверстники, слышащие обращенную к ним речь с младенчества.
- Игра. Пальчиковые и массажные игры — тоже отличная подоплека для будущего развития речи. Во-первых, речитатив стихотворения развивает малыша, его языковую матрицу. Во-вторых, умиротворяет. Некоторые мамы даже читают стихотворения вместо колыбельных на ночь, и это имеет свою силу. Ну и в-третьих, тактильные прикосновения мамы развивают моторику малыша, помогают познавать ему свое тело.
Развитие ребенка — непростая задача. Шутка ли — с ноля обучить человека… да всему! Но при правильном подходе справиться с ней не так и сложно, как может показаться на первый взгляд. Самое главное — помнить об индивидуальных сроках развития, и не подгонять своего ребенка под установленные другими рамки.