Дети

Как помочь ребенку с уроками. Нужно ли помогать ребенку с домашним заданием

«…Школьные годы чудесные…»

Родители, скорее всего, ностальгически вздохнут. А вот школьники, особенно юные, только что поступившие в первый класс, в лучшем случае скептически фыркнут, а в худшем — возмутятся.

И причиной их возмущения будет она — домашняя работа. Впрочем, это не удивительно. Дошкольник живет по стандартному режиму, в котором занятия все же базируются на его собственных желаниях и склонностях. А вот ученик первого класса сталкивается с повинностью не только посещать на полдня школу, но и выполнять после нее домашнюю работу. Конечно, любой из учеников назовет учение дома бичом. А между тем оно очень важно и подходить к нему стоит обстоятельно.

Как помочь ребенку с уроками

Для чего задают домашнюю работу?

Всем нужно время на адаптацию к новым условиям. В школах это понимают, а потому первое время ребятам не задают домашних заданий. Однако позже постепенно это начинает исправляться.

Придя домой и увидев кипу учебников и тетрадей, дети падают духом и прибегают к помощи зала. И сострадательные родители тут же бросаются им на помощь, решая вместе с чадом задачки и выполняя упражнения — а то и вместо него. И этим вместо помощи они лишь вредят ребенку. Но чем?

  • Первая причина. Это повторение изученного материала. Объем знаний, который дается в школьное время быстро улетучивается из головы, и уроки дома — как раз способ освежить их.
  • Вторая причина. Это самостоятельность. Главный принцип выполнения домашнего задания — именно личное выполнение его ребенком. По сути, это единственная самостоятельная работа ученика в школе, без контроля учителя. Она отражает степень усвоенности материала.
  • Третья причина. Ответственность. Домашняя работа — личная ответственность ребенка. Даже если урок неинтересен или сложен, он приучает к тому, что есть не только понятие «хочется», но и «надо». Многие пугают детей должностью дворника, когда те не выполняют домашние задания. И доля истины в этих словах имеется — успешные люди ежедневно выполняют задания, которые, может, даже и не нравятся им лично, но являются зоной их ответственности, и притом выполняют самостоятельно или под своим неусыпным контролем.

Так что выполнять домашнюю работу ребенок должен все-таки самостоятельно. Нет, помощь оказывать можно и нужно — но только когда чадо само просит об этом. А помогая, не нужно выполнять домашнюю работу за него или подсказывать ответ. Нет, нужно подталкивать его в сторону правильных путей решения, наводить на мысль.

А еще помощь родителей может заключаться в формировании правильных привычек выполнения домашних заданий.

Как помочь ребенку с уроками

Какое время подходит для уроков больше всего?

Всем нужно отдыхать. А детям — тем более. Потому уроки лучше делать через час-полтора после возвращения со школы. Это время передышки и ночь — табу для домашней работы! Если в детском расписании присутствуют кружки и секции, то лучше ставить их на вечернее время, чтобы посещать их после выполненных домашних заданий.

А если ребенок учится во вторую смену, то оптимальное время для домашнего задания — утро. Утренние часы вообще считаются лучшими для усваивания новой информации.

Есть ли сроки выполнения домашней работы?

Если подгонять и торопить ребенка, то ничего хорошего из этого не получится. Выполняя домашнее задание, ученик должен быть сконцентрирован только на нем, а не на понуканиях и окриках родителей. Потому время на уроки — понятие растяжимое, вплоть до ночного сна. А темп для выполнения задания каждый ребенок подбирает самостоятельно.

Понятно, что и растягивать «удовольствие» излишне. А потому у ребенка должен быть стимул к скорому завершению домашней работы — прогулка с друзьями, посещение любимого кружка, совместная игра с родителями…

Если задания вдруг оказались сложными, то как и в школе, примерно каждые полчаса надо давать чаду отдохнуть, и примерно, как там же, подобного рода перерывы должны варьироваться от коротких до длинных.

Работа дома ребенка расслабляет, появляется желание подсмотреть ответ, отвлечься на телевизор или телефон, полежать. И вместо самостоятельности получается полный провал. Потому родителям следует все же контролировать процесс выполнения уроков. Самостоятельно выполнять ее ребенок научится ближе к старшим классам, а вот ученикам младшей и средней школ требуется родительский надзор.

Кстати, нередко дети бояться просить помочь им с уроками, что, конечно, затягивает сроки их выполнения. Боятся осуждения, занятости родителей. Так что важно в первую очередь научить ребенка не бояться просить помощи, когда она нужна.

Как помочь ребенку с уроками

Сортировка домашних заданий

Повысить эффективность выполнения домашнего задания можно простой перестановкой заданных уроков. Некоторые родители полагают, что лучше сперва выполнить самые сложные задания, оставив легкие на потом, но это не так. Забив голову сложной задачей, ребенку сложно будет отвлечься и приступить к другим заданиям. Наоборот, лучше планировать уроки по следующей схеме:

  • Легкие и любимые
  • Сложные и нелюбимые
  • Стихотворения

Стихотворения лучше всегда оставлять напоследок, чтобы они не «замусоривались» другим изученным за время выполнения домашних заданий.

Оценки — зло или благо?

Каждая выполненная учеником домашняя работа получает оценку от учителя. И оценки нередко становятся полем для битв между родителями и детьми. Воспитанные в духе прошлых веков родители считают оценку каким-то достижением, успехом, требуя от детей безупречных отметок. Но реальность такова, что оценка — всего лишь индикатор, показывающий, насколько усвоена тема. И ни в коем случае не стоит ругать за нее. Лучшим решением будет позаниматься вместе с ребенком, помочь ему усвоить тему, а не наказывать за двойку. Плохие оценки получают за ошибки, а без них никто и никогда не изучал ничего нового.

Не стоит думать, что вся учеба — только ради цифры от 1 до 5 в дневнике. Учеба — она в первую очередь ради знаний, умений и навыков. Плохая отметка не делает ребенка глупым и неспособным. Она лишь показывает, что ему нужна помощь и поддержка. А кто ее окажет, если не родители?