Приходя в этот мир, ребенок чист. Он практически ничего не знает и всему учится с ноля. В число осваиваемых навыков входят умения говорить, читать и писать. Но иногда вследствие каких-то проблем развитие идет не по стандартному пути, и появляются различные отклонения от нормы, т.е., среднего показателя. Одно из таких отклонений — дисграфия.
Содержание:
Что такое дисграфия?
У всех встречаются ошибки в письме. Кому-то для их устранения необходимо тщательнее изучать правила орфографии, кому-то — просто быть внимательнее, а кому-то — и лечиться. Ведь именно в письме проявляется дисграфия, что понятно из самого названия — ведь «графос» с греческого — писать. Это стойкое нарушение письма, не связанное с грамматикой. Это отклонение от нормы происходит из-за проблем с рецепторами и анализаторами, отвечающими за изложение своих мыслей на внешнем носителе (бумаге, компьютере…).
Дисграфики пропускают буквы в словах, или пишут лишние, путают их местами, меняют слова на близкие по звучанию, могут писать слова слитно. При всем при этом они могут знать правила грамматики, требующие иного, но не мочь, не уметь их применять. Если для только начинающих обучение письму детей нормально ошибаться подобным образом, то стойкость, т.е., постоянность их в течение длительного времени говорит о дисграфии.
Часто родители детей, страдающих дисграфией, полагают, что это их вина, что они допускают ошибки вследствие своей невнимательности, рассеянности. И применяют штрафные санкции, ругают свое непутевое чадо, требуя исправления. И поступают в корне неверно. Ребенок с дисграфией требует особого подхода, работы с логопедом и специальных упражнений.
Маленький человек может быть очень, очень умным — может, он имеет все шансы стать вторым Эйнштейном или Склодовской-Кюри. Но невозможность правильного изложения своих мыслей не даст развиться его талантам, ведь дисграфия не исчезает с возрастом, а взрослому человеку из нее избавиться куда как сложнее. А потому предпринимать меры по устранению этой проблемы необходимо еще в детстве.
Какая бывает дисграфия?
Дисграфия — собирательное название различных нарушений письма. И в зависимости от их проявления классифицируются так:
- Артикуляторно-аккустическая дисграфия. Ребенок поступает по принципу «что слышим — то и пишем». И если не поставить до школьного периода все звуки, то появляется подобная проблема. Если ребенок привык говорить Л вместо Р, то на письме при этой форме дисграфии это отобразится так: вместо «рука» он напишет «лука», «красный» превратится в «класный». А если звук в речи отсутствует, то и на письме он пропадет. Так, при не произношении звука «р» слово «коралл» такие дети запишут как «коалл».
- Акустическая дисграфия. Дети могут и говорить все звуки, но на письме заменять их схожими. Чаще всего под такую замену попадают парные звуки: д-т, з-с и тому подобные.
- Нарушения языковых анализа и синтеза как причина дисграфии. С такой ее формой ребенок начинает путать слоги, терять буквы или дописывать лишние. Среди проявлений такой дисграфии — и встречающиеся в одном слове слоги двух разных слов.
- Аграмматическая дисграфия. В письме это нарушение проявляется полным отсутствием грамматических правил. Ребенок может их знать, но применять не уметь. Он будет путать род, количество и время. Например, написать «солнце вышла», «игрушка упали» и т.п.
- Оптическая дисграфия. Умея рисовать кружочки, палочки и закорючки, просто написать весь алфавит, ведь именно из этих элементов состоят буквы, комбинируясь по-разному. Ребенок с такой формой дисграфии путает их, эти элементы, не замечает мелкие различия — тут может появиться и лишняя палочка у буквы т, и отсутствие крючка у буквы щ…
Причины дисграфии
Как и все на свете, дисграфия тоже не появляется просто так. Есть три вида причин, по вине которых появляется это расстройство.
- Причины биологического характера. Это наследственность, поражения или недоразвития головного мозга, инфекции с поражением нервной системы, проблемы вследствие патологий беременности или травм плода.
- Социально-психологические причины. Тут и синдром госпитализма, и педагогическая запущенность, и недостаточность речевых контактов. Так же сюда можно отнести воспитание в двуязычных семьях — нередко у таких детей наблюдается дисграфия.
- Причины сугубо социальные. Завышенные требования к уровню детской грамотности, излишне раннее обучение грамотности, слишком быстрый темп обучения.
Как лечить дисграфию?
Как уже понятно, дисграфию лечить можно и нужно. Но как? Кто занимается этим?
Лечением подобного рода нарушений ведает логопед. А по его рекомендации, если случай тяжелый, возможно, придется пройти лечение у нейропсихолога и невропатолога. В график плановых осмотров ребенка входит осмотр логопедом — в три года, пять лет и непосредственно перед школой -, и если их не пропускать, возможно, будет замечено самое начало дисграфии (или возможность ее проявления), что позволит начать лечение как можно раньше.
При обнаружении ряда проблем лечить все сразу не нужно, так можно сделать только хуже. Впрочем, план устранения проблемы всегда индивидуален, потому что составляется специалистом под определенного ребенка с учетом его личностных характеристик. Логопед подбирает особые, специальные упражнения на формирование и закрепление грамматических навыков, пополнение словарного запаса, развитие памяти и внимательности.
На западе дети с дисграфией проходят свой, особенный курс обучения, тогда как в России дети-дисграфики посещают школу на общих основаниях. Но школьная программа не сможет справиться с восполнением таких пробелов, потому занятия с логопедом строго обязательны. Целиком дисграфия не лечится в большинстве случаев, но при правильном и своевременном внимании со стороны родителей и специалистов приблизить навык изложения своих мыслей к идеалу вполне возможно.
Дома родители тоже могут помочь своему ребенку победить дисграфию. Следует помнить, что за ошибки ругать не стоит, а лечить этот недуг лучше всего игрой. Хорошо будет завести магнитный алфавит и составлять слова из него — это поможет в зрительном восприятии букв. Можно использовать необычные инструменты для письма, например, перо и чернила. Это и заинтересует ребенка внешним видом, и соприкосновение пальцев с шероховатой поверхностью инструмента для письма вызовет дополнительные сигналы для головного мозга.
Самое главное — помнить, что ребенку нужна помощь, любовь и забота родителей, и окружить его ими. Тогда любое, даже неприятное расстройство преодолеваться будет гораздо легче.