На пути развития ребенка много важных навыков, которые ему предстоит осваивать. Среди них — так необходимые в нынешнем социальном окружении чтение и письмо. Но бывает так, что ребенок умный, развитый по возрасту, но чтение — простой, ежедневный для каждого человека процесс — ему не по зубам. Почему же это происходит? Как помочь чаду преодолеть эту проблему?
Содержание:
Дислексия — это…?
Подобные затруднения в освоении письма называют дислексия. Причем чаще всего в паре с ней идет и дисграфия — расстройство письма. И это болезнь, чаще всего причиной которой неврологи называют генетические неврологические расстройства.
Кроме дисграфии, дислексию могут сопровождать и следующие проблемы:
- СДВГ. Синдром дефицит внимания и гиперактивности никак не зависит от дислексии, и наоборот. Но оба этих расстройства психики имеют в основе своей схожие истоки, как и в случае с дисграфией и нижеприведенными проблемами.
- Нарушения ориентации в пространстве
- Ребенок неорганизован
- Он больше других детей склонен к нарушению режима сна и отдыха
- Нарушения координации, общая неуклюжесть
Впрочем, ошибкой будет считать трудность освоения чтения без сопутствующих проблем не дислексией. Она может существовать и сама по себе, но это не значит, что данную болезнь можно пускать на самотек.
Чем проявляет себя дислексия?
Дислексия вовсе не бессимптомна, и ее появление у ребенка пропустить достаточно сложно. Признаки дислексии проявляют себя, так сказать, налицо. Это:
- Общая хроническая усталость.
- Проблемы с глазами. Это может быть и плохое зрение, и косоглазие, и общий дискомфорт в районе глаз (ребенок будет часто тереть их).
- Под любым предлогом чадо будет увиливать от чтения или выполнения домашнего задания.
- При чтении проявляется жуткая рассеянность. Дети могут пропускать слова или слоги в них, читают медленно, да и в целом качество освоения чтения хуже среднего уровня для этого возраста.
- Ребенок может читать странно, не так, как все дети. К примеру, одним только глазом или держа книгу вверх ногами.
- А после чтения чадо может жаловаться на боль головы или глаз.
- Затруднения вызывают и геометрические фигуры. Ребенок с трудом запоминает их, и путает.
- Почерк у дислексиков часто неразборчивый, нередко ими путаются буквы.
Самостоятельно определить дислексию, однако, все равно невозможно. Почерк может быть неразборчив сам по себе, выполнять домашнее задание будет мешать лень, а плохое зрение — по причине сугубо офтальмологического характера. Выше дан перечень настораживающих детских особенностей ребенка, которые сигнализируют родителям — пора к педиатру! А уж он точно сможет определить, кому дальше показать чадо — офтальмологу или неврологу.
Когда и как диагностируют дислексию
Какие бы ни были проблемы с чтением у ребенка, но до определенного возраста ребенок имеет на них право и это не говорит о дислексии. В среднем неврологи называют возраст десяти лет как планку, до которой ошибки — норма. Если ребенок плохо читает в младших классах школы, пока повода для беспокойства нет. Кто-то учится легко, кому-то чтение дается сложнее, это естественно. Но если к концу младшей школы подобные признаки до сих пор присутствуют, то в таком случае врач сможет говорить о существовании дислексии.
Насторожить в младшей школе родителей может исключительность проблем в освоении. Т.е., если дела идут ну вовсе из рук плохо, то ребенка нужно показать врачу до возраста десяти лет. Вполне вероятно, что у него склонность к появлению подобной проблемы, а потому, дабы не допускать ее дальнейшего развития, важно установить врачебный контроль над развитием ребенка.
Врач проведет психологическое обследование, выяснив его склонности и предпочтения, с помощью тестов оценит масштаб проблемы. Обязательно исследуется уровень восприятия прочитанного. Т.е., ребенку дают прочесть вслух текст, оценивая качество чтения, а после спрашивают, что же он прочел. Среди прочего оценивается память и внимание, произношение слов и восприятие устной речи.
В обязательном порядке в процессе обследования чадо направят к ухогорлоносу и к окулисту, дабы исключить или заняться лечением нарушений слуха и зрения.
Как предупредить дислексию?
Как упоминалось в самом начале, неврологи чаще всего называют причиной дислексии неврологические расстройство, обусловленные генетически. В таком случае предупреждение болезни может быть только одно — контроль за развитием ребенка и своевременное посещение врачей по первым настораживающим признакам. Однако это является основой данной проблемы далеко не в 100% случаев. Часто в появлении дислексии у своего ребенка виноваты сами родители.
Как? Да все просто. В наш век стремления к идеалу, старание родителей дать своему чаду обширную базу для его будущего вполне нормально и понятно. Однако некоторые мамы и папы (мамы страдают этим куда чаще) переходят все границы. Чтение, письмо с года — это не выдумки, как может показаться, а пугающая реальность в ряде случаев.
Понятное дело, что для каждого родителя его ребенок — самый умный и самый способный. И разумеется, хочется ему дать все самое лучшее, чтобы потом, во взрослой жизни ему было куда легче и проще достичь успеха. Однако всегда необходимо помнить, что ребенок не может выдержать такую нагрузку, как и взрослый. И еще — что всему свое время. Функции психики, необходимые для освоения чтения и письма развиваются много позже. Если ребенок умеет чисто читать к пяти годам — это уже много, большинство учится этому позже на год-два. А оптимальный возраст для целенаправленного освоения письма (а не общего знакомства с буквами) — начиная с шести лет. И не стоит пытаться опередить развитие искусственным образом, насильно впихивая знания в детскую голову. Понятное дело, что график развития у каждого ребенка свой, и может немного отличаться от общепринятого. Но лишь немного.
Если следить за здоровьем и развитием своего ребенка, с пониманием относиться к его проблемам и своевременно обращаться к специалистам, можно оградить его от множества различных проблем, а это лучшее, что могут сделать родители для своего чада.